NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РОК ДАНТЕСА
МХАТ им. Горького, стоящий напротив Театра Пушкина, в народе называют Дантесом, что не помешало ему принять рок-звезд
       
       
Театр и рок-музыка, казалось бы, вещи несовместные. Однако уже несколько лет рок-звезды нашей страны регулярно дают концерты на сцене театра. Почему вдруг нашей рок-музыке стал необходим театр? И как он сам относится к тому, что разделил свои подмостки с самыми яркими представителями российской рок-музыки? Быть может, театр стал местом самовольного бегства музыкантов от их звездной повседневности?
       Свое мнение по этому поводу высказывает Николай Васильевич ПЕНЬКОВ — заслуженный артист России, работающий на сцене МХАТа больше тридцати лет.
       
       — Для вас рок-музыкант — это прежде всего поэт?
       — Так получилось, что я был воспитан на русской поэзии XIX века, прежде всего его второй половины. Говорить о том, что в рок-музыке или во всем том, что имеет к ней отношение, присутствует высокая поэзия, я бы не стал. Та поэтика, которая присуща рок-музыкантам, для них самодостаточна. Что я имею в виду? Если бы в их творчестве высокая поэзия действительно присутствовала, самой музыке просто не осталось бы места. Вообще то, что называют «высокой поэзией», могло быть в музыке в последний раз только в романсах… И то не во всех. Поэзия только подыгрывает современной музыке, но никак не наоборот.
       — Некоторые из наших рок-музыкантов получили литературную премию именно благодаря своим текстам…
       — Очень хорошо. Просто замечательно. Пусть этот человек считает это своим достижением. Но умная, по-настоящему редкая поэтическая мысль в их творчестве встречается очень и очень нечасто.
       — Вас интересует рок-музыка вообще? Или нет?
       — Я всегда проходил мимо этого явления, хоть и с некоторым почтением. Тем не менее последним из моих увлечений было творчество бардов. И рок, и творчество поэтов-песенников — это отражение времени. Правильно? И, конечно, протест. Так же как простое желание, чтобы тебя увидели и запомнили. Причем любым путем… Поэтому для меня творчество рок-музыкантов изначально ассоциируется с Бакуниным, анархией и, если хотите, просто громкими звуками и заявлениями о себе самом.
       — Сейчас многие начинают присматриваться к тому, что совсем не любили раньше…
       — Потому что за последнее время изменились сами исполнители. Если задуматься над тем, чем эти люди занимались сначала и что делают теперь, становится ясным: они стали более лиричными, их музыка все более и более становится близкой, например, к тому же романсу. Постепенно протест, присущий рок-музыке изначально, уступает место лирике, как мне кажется. Может, именно поэтому рок-музыканты и выбирают наш театр как место для своих концертов. Здесь есть все для искусства. Сверху дождичек не капает, и никаких крикливых слушателей нет. Рок-музыкант — а он ведь и поэт, и музыкант одновременно — может исполнить здесь все свои как музыкальные, так и более приближенные к философии желания.
       — Кто ваши любимые музыканты, поэты?
       — В свое время я очень любил симфоническую музыку, в основном сочинения Чайковского. Я любил и люблю итальянскую оперу. Русский романс. Наши военные песни… Настоящая военная песня всегда с болью, а не только с девизом вроде «Гром победы, раздавайся!». Мои любимые поэты — Пушкин, Лермонтов, Фет и те, кто стал «Серебряным веком русской поэзии»: Блок, Бунин, Гумилев, Ахматова, Заболоцкий и многие другие. Кроме футуристов и прочих, прочих. Я обожаю Вертинского. Почему-то тех, кто исполняет его песни сегодня, никогда не увидишь в этих кошмарных больших концертах, которые все время показывают по телевидению, причем с участием одних и тех же исполнителей. Я всегда думаю: как у людей не седеют волосы от такого «искусства»… Был бы я президентом, я просто издал бы указ не пускать таких на сцену хотя бы год — чтобы зритель смог просто от них отдохнуть. А современная музыка? Для меня это прежде всего «хулиганство в искусстве». Но очевидно то, что эти музыканты искренни в своем творчестве. Музыкант вообще не может быть неискренним — я в этом уверен.
МХАТ им. Горького. (Фото — ИТАР-ТАСС)       — А вы сами бывали на концертах на сцене вашего театра?
       — Нет. Но не только потому, что сам этого не хотел. Если у меня есть свободный вечер, я люблю, включив настольную лампу, взять в руки какую-нибудь хорошую книгу — не обязательно что-то новое — и спокойно провести вечер.
       — Многие из тех, кто любит рок-музыку, верят в то, что она способна изменить мир. Хотя, быть может, сейчас таких людей стало меньше. Вы сами верите, что это возможно?
       — Много раз слышал о тех, кто хочет изменить мир в лучшую сторону. Возможно ли это? Побойтесь Бога. Представьте себе хотя бы на секунду весь этот мир, одну нашу страну. Бархатная революция здесь невозможна — бархат просто изотрется. Выцветет. Вряд ли даже искусство вообще в силах изменить мир. Изменить его — значит обмануть людей. Когда искусство берется за серьезное изменение чего-либо конкретного, например политического строя, оно все равно играет в конечном итоге разрушительную роль. Становясь тем, что называют художественной пропагандой, в плену которой оказываются так или иначе все, кто ему верил. Любая революция начинается с желания свободы, равенства и братства, но, как только кто-то захватывает власть, через какое-то время этот человек делает только то, чего хочет сам, и то, что нужно только ему самому. Это очень опасно.
       Любой настоящий артист, музыкант, писатель глубоко чувствует, что прежде всего волнует человека. Когда этот самый человек понимает его — в этом и есть какое-то изменение мира.
       
       
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
       
       Андрей МАКАРЕВИЧ: «Если пригласят еще — согласимся»
       — В Москве очень мало по-настоящему концертных мест, на которых действительно хотелось бы выступить. Либо это что-то очень большое — вроде стадиона, либо совсем небольшое — то есть музыкальные клубы. В нашем городе всеми концертами распоряжаются музыкальные компании…
       Остается искать нечто среднее. Как оказалось — это театр. Поэтому, когда нам предложили выступить на сцене театра, мы с радостью согласились. Наши надежды оправдались полностью. Я выступал там с большой радостью — прежде всего для себя самого. Когда нас пригласят еще раз, мы с большой охотой (и радостью) согласимся. Еще и потому, что это просто очень интересно.
       
       Диана АРБЕНИНА (группа «Ночные снайперы»): «Начинаешь понимать, чего стоишь»
       — Мы впервые сыграли концерт на сцене театра МХАТ еще в 2002 году, то есть три года назад. Вообще у нас есть две программы: одна акустическая, другая электрическая. Для нас каждая акустическая песня — маленький театр.
       Именно Эдит Пиаф, по-моему, говорила, что каждая песня — маленький театр на две-три минуты. Этим мы и руководствовались, когда решили дать концерт на сцене театра. Но именно «электрическую» версию на сцене театра мы играть никогда не будем. Для этого есть совершенно другие места.
       Что касается нас самих вообще — сейчас мы стараемся играть тише и очень много уделять места экспериментам, о которых раньше не думали совсем. Это безумно трудно, но безумно интересно. Разумеется, не всем, что мы сделали на сцене театра, мы сами довольны. Когда артист всем доволен, все время смотрит на себя в зеркало и думает при этом, какой он герой, ему следует сразу собирать вещи и просто бежать со сцены. Я все чаще и чаще радуюсь тому, что бываю собой недовольна. Это чувство заставляет двигаться вперед. Публика и так очень многое нам просто прощает.
       В театре же люди в первую очередь приходят слушать именно тебя — что очень тяжело, ответственно и приятно одновременно. Ты начинаешь понимать, чего ты действительно стоишь.
       Мне нравится, когда есть какая-то идея, помимо простого выступления на сцене. Просто выходить на сцену и петь — это уже не очень интересно. У меня даже есть желание сделать не просто концерт (ведь это театр), а что-нибудь вроде театрального действа… Ничего конкретного я еще не придумала, но эта идея давно живет где-то внутри меня.
       
       Павел КОСТЕНКО
       
11.08.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 58
11 августа 2005 г.

Власть и деньги
Управление делами президента отдает свою подмосковную землю под строительство частных коттеджей

Касьянов и Фридман могли оказаться не только соседями, но и партнерами

Бывшему министру транспорта предъявлены обвинения

Суд да дело
Уставный суд признал незаконным существование администрации губернатора

Расследования
Ложь о спасении. Завтра — пять лет со дня гибели «Курска»

Четвертая власть
Свободу на Вятке принимают по-своему

В Сыктывкаре сожжена редакция оппозиционной газеты и двух телевизионных передач

Точка зрения
Владимир Рыжков: Левые не правы. Хотя и правые виноваты

Вместо выборов
Электорат иркутского сенатора Валентина Межевича составляют олигархи

Независимым депутатам Госдумы пора думать о партийной крыше

Мир и мы
Как россияне пострадали от предвыборной борьбы в Германии

Обстоятельства
Российский школьник скончался во время велопробега по Европе

Инострания
Европа укладывает терроризм в рамки страхового случая

Тупики СНГ
Делегацию Европарламента не пустили в Беларусь

В Узбекистане «тихая революция»: власть перешла к председателю Службы национальной безопасности

Краiна Мрiй
В Крыму продолжается сезон оползней

Технологии
Адам Гликман: Осваивая огромные деньги, сейсмологи не предсказали ни одного землетрясения

Новости компаний
Руководство ФАС предлагает покупать радиоактивное сырье из Африки

«Стародум» Станислава Рассадина
Цензура моды. Путин и вопросы языкознания

Образование
Движение мысли и недвижимость. Как захватывали Российский открытый университет

Кинобудка
Ликвидаторы АНО «Киноцентр», отзовитесь!

Культурный слой
Перекуем Иосифа на Иосифа?

Библиотека
Гул ГУЛАГа. Стихи из антологии узников

Свидание
Сергей Гармаш: Мечтал о море, а играл ветер

Сюжеты
Если не стал топ-менеджером, будь собачьим

Гаечка. Лечит, предсказывает… и денег не берет

Душа без прописки

Музыкальная жизнь
Рок Дантеса. Почему музыканты повалили в театр?

Спорт
Елена Исинбаева. Пять метров над уровнем мира

Специальный репортаж
Байки и были московских диггеров

Наши даты
Погиб член «ЯБЛОКА» Роман Шубин

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100