NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

В ЧЕМ ТРУДНО ПРИЗНАТЬСЯ ВСЛУХ
Татьяна МОГИЛЕВСКАЯ: «Российское ТВ все больше диктует — что€ думать. Документальный театр идет по другому пути: не спать! Думать самому!»
       
       
Для французских зрителей в Нанси текст «Сентябрь.doc» прямо с колес переводила Татьяна МОГИЛЕВСКАЯ, еще в 2000 году защитившая в Новой Сорбонне кандидатскую диссертацию о новом поколении современной российской драматургии.
       Про «Театр.doc» Татьяна сейчас дописывает докторскую, которую будет защищать в Институте театральных исследований под руководством Жана-Пьера Сарразака, крупнейшего французского специалиста по современной драматургии. Ее работа — первое научное осмысление новейшего русского театра в лице «Театра.doc».
       
       — Татьяна, какую прессу «Сентябрь.doc» получил во Франции?
       — Считается, что событие состоялось, если о нем написали «Либерасьон», «Фигаро» и «Монд». О фестивале «Пассаж» написали все три газеты. Я наткнулась на очень интересную статью театрального критика «Монд» Фабьен Д'Арж о «Сентябрь.doc» под названием «Намеренная путаница». Она поняла идею режиссера Михаила Угарова: спектакль специально сделан так, что в нем нет заключений, нет оценок, а есть полифония голосов. И сравнила «Сентябрь.doc» с последней пьесой очень известного французского драматурга Мишеля Винавера «11 сентября 2001 года», который никогда раньше не писал документальных пьес. Пьесы такого рода служат средством удержания памяти.
       — Ваша рецензия на спектакль как переводчика?
       — Я пропустила этот текст через себя и заметила, что драматургически он великолепно построен.
       Они говорят вещи очень стыдные, и я ловила себя на том, что могу себе представить, что думаю такие вещи про себя. Речь там идет о том, что, узнав о жертвах, чувствуешь возмущение и страх, а сочувствия не испытываешь. Потому что не можешь испытывать сочувствия к чужим людям. Что, если что-то произойдет с моей семьей, мне сочувствие не будет нужно. Очень мало кто может признаться в этом вслух.
       — Почему вы посвятили диссертацию «Театру.doc»?
       — Мне, безусловно, интересен современный российский экспериментальный театр. Как человек, живущий за границей, я вижу в «Театре.doc» единственное художественное явление, которое в эпоху Путина занимается проблематичной и бесперспективной российской реальностью. «Театр.doc», во-первых, эту реальность отражает — чего не делают другие художественные медиа. Отражает с большей, чем кто-либо, точностью. Второе — тот эффект сдерживания собственных эмоций, на котором работают актеры. Актер и режиссер не обращаются к априорной морали, а надеются, что сама реальность что-то им принесет и расскажет.
       — Вам не кажется, что «новая драма» в режиме «Театра.doc» — это просто плохая публицистика?
       — Эмоции, испытанные на спектаклях «Театра.doc», невозможно пережить при чтении статей. Конечно, это вопрос восприятия. Для меня это, безусловно, театр. Не только социальное явление, но и единственный действующий в современной России экспериментальный театр наряду с театром Васильева. Театр, не пользующийся готовыми рецептами, идущий на риск.
       Еще очень важный момент — российский театр живет по пирамидальной модели, а иерархичность во всех слоях общества сейчас только усиливается. Пирамидальные отношения отсутствуют среди людей, вовлеченных в круг «Театра.doc», что очень важно для молодых. Для них это превосходная школа демократии, несмотря на хаос, который иногда этому всему сопутствует.
       Я пишу о «Театре.doc» как о театре безусловно политическом. Не надо забывать, что у документального театра длинная история, он долго воспринимался через марксистскую теорию, борьбу классовых сообществ. Осмыслять нашу противоречивую реальность очень сложно. Осмысление — ведь это чтобы в театре за нас подумали, правда? На Западе давно театр делает зрителя все более активным соучастником спектакля. Что называется «сотрудничеством в плане смысла». Такая позиция вырабатывает у зрителя свой личный взгляд на события. Это очень важное этическое и эстетическое качество театра. Российское ТВ и так все больше диктует — что€ думать. «Театр.dоc» идет по другому пути: не спать! Думать самому!
       
       P.S. Мое мнение не во всем совпадает с точкой зрения французского ученого. Меня шокировало отсутствие позиции авторов спектакля о Беслане. Метод отстранения, по-моему, невозможен, когда ты собираешь и озвучиваешь факты трагедии. Или в твоем отборе должна быть читаемая позиция. Мне не удалось ее отыскать. Тем не менее на сегодня «Сентябрь.doc» — единственный спектакль о бесланских событиях.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
01.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 64
1 сентября 2005 г.

Расследования
День незнания. Доклады двух комиссий, расследующих теракт в Беслане

Заложники сами восстанавливают картину теракта и штурма

Жители Беслана вспоминают бойцов «Альфы» и «Вымпела»

Женщины и президент. Мы оставили их один на один?

Митинги.Ру
2 сентября — митинг в память о жертвах Беслана

Театральный бинокль
В чем трудно признаться вслух…

Улики для суда истории

Подробности
Подробности избиения членов НБП, АКМ, СКМ и союза молодежи «За Родину!»

Чьи это были колеса?

В палате 68-й горбольницы

Что это било?

Илья Яшин. Наши штурмовики

Кто ел шашлыки с «Нашими»…

Обстоятельства
Технология глубокой отморозки. К президентским выборам нам готовят нацистскую угрозу

Суд да дело
Дело Ульмана живет. Но его снова будут судить

Присяжным вынесли оговор. Обидевшись, они решили объединиться «в защиту российского правосудия»

Московский наблюдатель
Эхо Гуантанамо аукнулось в Москве

Мир и мы
Не иначе про любовь и дружбу между народами…

Армия
Министр обороны повышает свой рейтинг. А дадут ли доучиться?

Наука
Академия наук прекратит существование к 2010 году?

Технологии
Два русских бизнесмена запатентовали изобретенные полвека назад в Англии регулируемые полы

Регионы
Страна вечнозеленого металлолома

Специальный репортаж
Парадность и помпезность пронизывали юбилейную Казань до мозга гостей

Музыкальная жизнь
Партийный рок. Рецензия на зрителей концерта «Слава России!»

Спорт
Лихтенштейн не будет мелочиться

Капитан сборной России Юрий Смертин: Не хватает только одного — везения

Наши даты
28 августа исполнилось бы 80 лет Аркадию Натановичу Стругацкому

Библиотека
Георгий Данелия. «Тостуемый пьет до дна». Часть III

Кинобудка
А Герман снова есть

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100