NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

УЛИКИ ДЛЯ СУДА ИСТОРИИ
Режиссер Михаил УГАРОВ — о самом неполиткорректном спектакле: «Это — не про Беслан. Про нас»
       
Михаил Угаров. (Фото — Театр.doc)       
В «Театре.doc» вышел на сцену новый документальный спектакль. Вот только к данному проекту театральные дефиниции подходят плохо. «Сентябрь.doc» составлен из материала форумов и чатов Рунета сентября 2004 года. В дни Беслана. И сразу после развязки.
       Это не о Беслане. А о реакции на Беслан. Подлинные лабораторные срезы самой неподконтрольной, непричесанной реакции — в Сети.
       Режиссеры спектакля Михаил Угаров и Руслан Маликов. В проекте приняла участие драматург Елена Гремина. Работа Угарова и Греминой над этими подлинными текстами — не литературная. Она сродни работе историка, социолога, психоаналитика. Или врача судебной экспертизы.
       И свидетельство и освидетельствование «широких слоев» социума.
       Эксперт — не прокурор и не адвокат. Он предоставляет материал (и какой!) суду. Здесь, вероятно, — суду истории. Только он еще когда будет.
       Михаил УГАРОВ рассказывает о спектакле. Выводы из этой хроники делать почти невозможно. Сам ее текст резок, как запах нашатыря.
       Расслабленному сознанию это необходимо. Потому что война, как и разруха, начинается в головах.
       
       
– Начала смотреть сайты Лена Гремина. Сразу, в те же дни. Форум «Кавказ. Центр», «Кавказ.орг», русские форумы и чаты националистического толка. Потом зашли дальше… Очень горячим оказался Сахалинский форум. Видимо, от расстояния реакция стала еще сильнее. И какие-то совсем непредсказуемые сайты, вроде форума «Строгино». Форумы осетин, ингушей, дагестанцев. Татарские… Весь материал собрался с 1 по 10 сентября.
       С 11 сентября по Сети четко пошла другая волна: люди пытались сформулировать итоги. А это… это оказалось невозможно.
       Мы тоже не делали выводов. Мы сохранили выбросы. Первую реакцию народонаселения. Именно людей, не причастных к событиям впрямую.
       Так набралось 200 страниц сырого материала. Я стал его давать разным людям: почти никто не смог дочитать до конца. Не потому, что скучно, — наоборот! Всех начинало колотить: «Двадцать страниц осилил — больше не могу».
       Причем сами-то рассуждения на форумах довольно однообразны. Но, видимо, такая энергетика раздора вложена, что от нее и колотит…
       Вторым режиссером «Сентябрь.Док» стал Руслан Маликов. Он чрезвычайно спокойный человек. Он выдержал этот материал. А изначально круг режиссеров был шире. Но многие сказали: «Колоссальный документ! Только я не буду с этим работать. Потому что меня трясет».
       У меня самого это есть. И у актеров. Первые наши репетиции иногда срывались в истерики. Кончались криком: «Я не буду это произносить!».
       — А ваше ощущение от 200 страниц «исходника»? И от тех сорока страниц, что вошли в спектакль?
       — Я все время повторяю себе фразу Фассбиндера: «Не можешь изменить ситуацию — тогда опиши ее». Свидетельствуй. Пройдет время, и по твоему свидетельству кто-то что-то поймет. Историки. Через полвека — несомненно.
       Есть очень хороший жанр: устная история. Рассказы частных людей о том, как именно они переживали что-то общее, ключевое. И в проекте «Сентябрь.doc» театр verbatim как раз впрямую смыкается с этим жанром.
       — В США много работали в этом жанре. Например, сделан двухтомник «Тяжелые времена»: рассказы людей об их личной борьбе с Великой депрессией. Там книги oral history вошли в программы университетов.
       Но вы-то взялись точно угли из ада руками выгребать.
       Мнения сторон друг о друге чудовищны. Самые льстивые рассказы о райских гуриях для шахидов? похоже пришли на форумы из безопасных мест.
       Но есть и список погибших в таком-то квартале Грозного. Есть стихи на русском о социальной безвыходности в сравнении с русским сверстником. Этот голос — человеческий. Редкость для обеих сторон…
       — Когда лезешь в эту речевую кашу, виден очень разный характер пафоса. Чеченский — прямой, открытый: вот родина, вот Аллах, я немедленно попаду на небеса, там будут гурии, зеленые птицы в раю…
       Пафос русский… Он вообще совершенно иной.
       Скорее страх пафоса. Уход в сарказм. Иногда в чудовищную шутку. В отстраненность. В мат. В какую-то общую заторможенность. В самом достойном случае человек (явно образованный, лет тридцати) пишет, как следует вести себя в заложниках: «Даже в сытой Америке один из лайнеров упал не там, где надо, потому что какие-то программисты устроили драку». Есть честное признание: я вообще об этом не думаю, я днем учусь, ночью работаю, мама обследуется в больнице, а мне еще Людку провожать на тот конец города.
       А есть тексты предельно циничные. Или полные такой ненависти…
       — Есть даже анекдот. За гранью любого фола. Явно «наш». Потомок садистских стихов 1980-х, только далеко шагнувший. И про реальность. Теперь уже я не хочу это произносить… Он подлинный, этот анекдот?
       — Да. Да! В Сети же есть целые разделы «Анекдоты о Чечне». И я их снимал с компьютера, выбирал. Этот самый страшный. Тех самых дней.
       — «Заторможенность» русской половины текста адекватна апатии общества? Что можно сказать о российском социуме по «Сентябрь.doc»?
       — Я о части российского общества могу сказать. О той, к которой принадлежу. Мы сформулировали, когда репетировали: «Третий лишний».
       Средства, которые использует та и другая сторона, — чудовищны. А разговоры об экономической природе этой войны… Я им верю на слово. Но и не верю. Потому что я не понимаю, как все это может происходить из-за нефти!
       Есть растерянность. Понимание того, что происходящее немыслимо. И того, что это немыслимое происходит на самом деле.
       Тогда возникает ощущение «третьего лишнего». Нельзя сказать «третьей силы», потому что здесь нет силы. Что остается? Свидетельствовать.
       — У вас нет ощущения, что вышло еще и свидетельство отсутствия четкого национального фокуса внутри нас самих? За кого мы, кто нам свой? Что такое для нас русскость, что такое наша собственная русскость?
       Это и в 1980-х было не больно ясно. Теперь — совсем потемки.
       — Да! Я не говорю про государство и государственность: даже трогать не будем эту тему. Но именно национальное чувство — оно ведь есть. Ну есть оно у меня.
       — И у меня есть. С тем же «ну» в начале фразы.
       — Только оно какое-то прибитое всегда. И очень личное. Получается, что сейчас у каждого есть совсем маленькая и совсем своя родина. Что-то, что данный человек по личному разумению «выбрал в свою Россию». Но и только.
       — Да. И этого кое-как хватает для частной жизни. Но и только.
       — С этим «отсутствием пафоса» у нас вышла такая история в мае, в Нанси. На этот фестиваль были приглашены «Театр.doc» и Центр Рощина и Казанцева. С актрисой Олей Лапшиной была ее дочка Маша, семи лет. А Маша замечательно поет! Мы ехали из аэропорта. Маша пела «Прощание славянки».
       Сидишь в автобусе — и слезы начинают течь. Ни от чего. А льются…
       Поэтому на прогоне «Сентябрь.doc» я ее попросил: «Маш, выйди на сцену и спой». Мы сидели в темном зале. Я видел, что актеры мои плачут.
       Но чувствовал в то же время, что невозможно Машу ввести в этот спектакль. Почему-то нельзя. Почему-то это будет ложь. В любой спектакль об Отечественной войне — да! Но не в этот. Слишком уж не та война…
       «Сентябрь.doc» — не про Беслан. А про то, что кипит в коллективном бессознательном. Про паранойю, которой одержимо общество. И китайцы вот-вот захватят Сибирь, и черных всех выслать, и русские свиньи, алкоголики — мы включили все. Каждая реплика есть в полном варианте текста: с интернет-адресом, датой, с ником автора. Все они документальны.
       Кстати, я слышу сходные тексты и от людей вокруг себя. И все чаще.
       Он намеренно неполиткорректный, этот спектакль. Потому и вызвал манифестации на фестивале в Нанси. И в Москве его многие не принимают. Причины тут и там диаметрально противоположные.
       — А что происходило в Нанси?
       — На некоторых репликах зрители просто каменели в креслах. Особенно интеллектуалы… А еще там есть «Общество защиты Чечни от России», в котором самих чеченцев, собственно, нет. Город Нанси принял двадцать чеченских семей на жительство — но они в это не вмешиваются, даже слышать не хотят. Их не было на манифестациях. И на спектакле тоже.
       Были молодые французы, активисты общества. Человек пятнадцать. Они распространяли листовки протеста. При этом сами спектакль не смотрели.
       — «Русский спектакль о Чечне» — и этого достаточно для протеста?
       — Ну да. Потом было обсуждение, явились те же молодые люди. Они кричали: «Как вы можете себя считать свободным театром, если вы на финансировании у ФСБ?». Я растерялся: непонятно было, что им доказывать?
       Это было б смешно… Но это не было смешно.
       А в Москве реакция другая. Много людей выражали возмущение нашей «прочеченской позицией». Подходили после спектакля со словами: «Еще немного, и я бы дал в морду». И мы ссорились на репетициях, хотя актеры мои — чудесные люди. Энергетика раздора так и ломится из текста. Наверное, это и есть театр… когда сценическая провокация так развязывает чувства…
       — Вышла общая энцефалограмма. Виден воспалительный процесс. Спектакль пойдет на фестивале «Новая драма»?
       — Да, два раза. На сцене Центра Мейерхольда. В Нанси он шел в зале на 400 мест.
       И странно… В мае были прогоны в Москве. Театральные люди уже рассказали друг другу, что это тяжело, что колотит, что выходишь в депрессии, что ни о каком «духоподъемном вечере» или «приятно проведенном вечере» речи быть не может. Но сейчас, перед открытием сезона, постоянно звонят в театр, спрашивают, когда будет «Сентябрь.doc». Зачем-то он людям нужен.
       
       Беседовала Елена ДЬЯКОВА, обозреватель «Новой»
       
01.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 64
1 сентября 2005 г.

Расследования
День незнания. Доклады двух комиссий, расследующих теракт в Беслане

Заложники сами восстанавливают картину теракта и штурма

Жители Беслана вспоминают бойцов «Альфы» и «Вымпела»

Женщины и президент. Мы оставили их один на один?

Митинги.Ру
2 сентября — митинг в память о жертвах Беслана

Театральный бинокль
В чем трудно признаться вслух…

Улики для суда истории

Подробности
Подробности избиения членов НБП, АКМ, СКМ и союза молодежи «За Родину!»

Чьи это были колеса?

В палате 68-й горбольницы

Что это било?

Илья Яшин. Наши штурмовики

Кто ел шашлыки с «Нашими»…

Обстоятельства
Технология глубокой отморозки. К президентским выборам нам готовят нацистскую угрозу

Суд да дело
Дело Ульмана живет. Но его снова будут судить

Присяжным вынесли оговор. Обидевшись, они решили объединиться «в защиту российского правосудия»

Московский наблюдатель
Эхо Гуантанамо аукнулось в Москве

Мир и мы
Не иначе про любовь и дружбу между народами…

Армия
Министр обороны повышает свой рейтинг. А дадут ли доучиться?

Наука
Академия наук прекратит существование к 2010 году?

Технологии
Два русских бизнесмена запатентовали изобретенные полвека назад в Англии регулируемые полы

Регионы
Страна вечнозеленого металлолома

Специальный репортаж
Парадность и помпезность пронизывали юбилейную Казань до мозга гостей

Музыкальная жизнь
Партийный рок. Рецензия на зрителей концерта «Слава России!»

Спорт
Лихтенштейн не будет мелочиться

Капитан сборной России Юрий Смертин: Не хватает только одного — везения

Наши даты
28 августа исполнилось бы 80 лет Аркадию Натановичу Стругацкому

Библиотека
Георгий Данелия. «Тостуемый пьет до дна». Часть III

Кинобудка
А Герман снова есть

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100