NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Георгий ДАНЕЛИЯ
ТОСТУЕМЫЙ ПЬЕТ ДО ДНА
Главы из новой книги
       
(Рисунок С. Аруханова)
      
       
(Окончание. Начало в № 62, 63)
       
       Без мечей и банта
       После того как я вернулся из Италии, мы с Токаревой написали сценарий по мотивам романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Сценарий одобрили, и фильм запустили в производство.
       Честно говоря, я не собирался пересказывать сюжет этого романа Марка Твена: думал, его и так все знают. Но когда вспомнил об интервью, которое я дал корреспондентке газеты «Былое и думы», понял, что это невредно сделать. Но сначала об интервью.
       Месяца два тому назад — звонок. В трубке — молодой девичий голосок:
       — Георгий Николаевич, здравствуйте, меня зовут Зина Бармакова, я из газеты «Былое и думы».
       (Напоминаю читателю: как и в прошлой книжке, имена и названия не всегда подлинные.)
       — У меня вопрос: как вы считаете, когда в кино было работать легче — сейчас или тогда?
       — Когда тогда?
       — До перестройки, при Сталине.
       — Конкретно при Сталине?
       — Ну при них при всех! При Сталине, при Ельцине, при этом, как его…
       — Ленине?
       — Да нет… Ну при Брежневе!
       Я сказал, что и сейчас, и тогда работать было одинаково трудно. Только сейчас проблема — деньги, а тогда — идеология. И то, и другое одинаково противно. Ну а лично я считаю, что в кино в нашей стране можно было нормально работать только при царе Николае Втором… Царь — это должность такая… Да, тот, который дружил с экстрасенсом Распутиным. Вот он действительно уважал художников и считался с ними… Конкретный пример? Сейчас, дай Бог памяти. А вот. История с флагом. Записывайте. Был у нас великий кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн, он создал гениальную ленту «Броненосец «Потемкин». Я как представитель молодежной секции Союза кинематографистов присутствовал на просмотре, когда Сергей Михайлович сдавал на «Мосфильме» этот фильм царю Николаю Второму. Его величество сказал, что фильм полезный и нужный, но у него есть одно предложение: в эпизоде, когда матросы поднимают флаг над кораблем, неплохо было бы дать титр, что флаг этот — красного цвета. Потому что без титра народ может не понять, что флаг — красный. А Сергей Михайлович сказал, что этого он делать не будет: если все объяснять словами, это уже не кино. А Николай Александрович сказал Сергею Михайловичу, что его предложение совершенно необязательное. И если Сергей Михайлович как автор с ним не согласен, пусть вообще забудет об этом разговоре. И подписал разрешительное удостоверение: царь никогда не использовал административный ресурс в ущерб свободе слова и плюрализму. Это нам надо помнить и сегодня.
       Дальше случилось вот что: после того просмотра Сергей Михайлович подумал, поразмышлял и понял, что в чем-то его величество прав, кто-то ведь и вправду может не понять, что произошла революция. И он взял тоненькую кисточку и покрасил флаг в каждом кадре в красный цвет: гений есть гений! Таким образом и появился знаменитый цветной кадр — первый в мире. Фильм прошел во всех странах с ошеломляющим успехом, его величество был доволен, и Эйзенштейна наградили орденом Ленина с мечами и бантом. Записали?.. Что «почему»?.. А потому, Зинаида, что в то время цветного кино еще не было, оно появилось много позже… Теперь понятно? Ну что ж, если что, звоните.
       Через час она позвонила.
       — Георгий Николаевич, главному материал понравился, но он говорит: сегодня многие не знают, что ордена Ленина были с мечами и бантом. Даже его дедушка не знает. И он спрашивает: можно ли сделать купюру и написать, что Эйзенштейну дали просто орден Ленина, без мечей и бантов?
       — Можно.
       — Спасибо большое! Газету я пришлю.
       Газету она не прислала. Забыла, наверно.
       
       Банальный хеппи-энд
       По последнему варианту сценария в финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и в ожидании самолета валяется на летном поле. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в паспорте — молодой парнишка с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером — унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.
       Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился. И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли: такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все как было.
       И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и говорит, как всегда:
       — Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.
       Афоня открывает глаза — никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась.)
       В последний съемочный день Жени — третий — работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом — Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант — идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то!
       И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально.
       И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идет к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается — а там стоит Катя и говорит:
       — Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.
       А умные люди написали в рецензиях, что фильм мог бы быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле — банальный хеппи-энд…
       
       «Истина никогда, по существу, не приносит добра человеку — это идеал, к которому стремятся математики и философы. В человеческих отношениях доброта и ложь дороже тысячи истин» (Грэм Грин).
       
       Георгий ДАНЕЛИЯ
       
01.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 64
1 сентября 2005 г.

Расследования
День незнания. Доклады двух комиссий, расследующих теракт в Беслане

Заложники сами восстанавливают картину теракта и штурма

Жители Беслана вспоминают бойцов «Альфы» и «Вымпела»

Женщины и президент. Мы оставили их один на один?

Митинги.Ру
2 сентября — митинг в память о жертвах Беслана

Театральный бинокль
В чем трудно признаться вслух…

Улики для суда истории

Подробности
Подробности избиения членов НБП, АКМ, СКМ и союза молодежи «За Родину!»

Чьи это были колеса?

В палате 68-й горбольницы

Что это било?

Илья Яшин. Наши штурмовики

Кто ел шашлыки с «Нашими»…

Обстоятельства
Технология глубокой отморозки. К президентским выборам нам готовят нацистскую угрозу

Суд да дело
Дело Ульмана живет. Но его снова будут судить

Присяжным вынесли оговор. Обидевшись, они решили объединиться «в защиту российского правосудия»

Московский наблюдатель
Эхо Гуантанамо аукнулось в Москве

Мир и мы
Не иначе про любовь и дружбу между народами…

Армия
Министр обороны повышает свой рейтинг. А дадут ли доучиться?

Наука
Академия наук прекратит существование к 2010 году?

Технологии
Два русских бизнесмена запатентовали изобретенные полвека назад в Англии регулируемые полы

Регионы
Страна вечнозеленого металлолома

Специальный репортаж
Парадность и помпезность пронизывали юбилейную Казань до мозга гостей

Музыкальная жизнь
Партийный рок. Рецензия на зрителей концерта «Слава России!»

Спорт
Лихтенштейн не будет мелочиться

Капитан сборной России Юрий Смертин: Не хватает только одного — везения

Наши даты
28 августа исполнилось бы 80 лет Аркадию Натановичу Стругацкому

Библиотека
Георгий Данелия. «Тостуемый пьет до дна». Часть III

Кинобудка
А Герман снова есть

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100