NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ГОГОЛЬ@GOOGLE.RU
Закончен премьерный показ сериала П. Лунгина и Ю. Арабова «Дело о «Мертвых душах»
       
Павел Лунгин с коллегами ищут Гоголя в капусте. (Фото — PhotoXPress)       
Зачем вообще берутся за экранизацию? Меня давно смущает этот род кинематографической деятельности. Есть литература. Часто — хорошая. Порой — великая. Изредка — гениальная. Ну и давайте ее читать. Что двигает режиссером (или сценаристом), когда он нахлестывает свою творческую энергию, чтобы создать версию уже существующего в общем художественном космосе текста?
       Есть, полагаю, два объяснения.
       Первое — совершенно детская потребность приобщиться к любимой книжке, вступить в ее пространство и время, стать сообщником: так мы рисовали картинки к «Всаднику без головы» и «Острову сокровищ», к «Дэвиду Копперфилду» и к «Ночи перед Рождеством»… Довольно упоительное занятие маленьких умников, преисполненных сопереживания при понятном дефиците собственных художественных идей.
       И второе. Совсем иного и даже противоположного рода амбиция — из атомов канонического текста создать свою вселенную. Потому что чтение взрослого, искушенного, творчески возбужденного читателя есть процесс всегда психоделический, связанный с рождением глюков, виртуальной реальности, параллельного мира. Иначе, если честно, и вовсе не стоило бы трудиться читать (интернет, телевизор, видео, то же кино, музыка опять же; эмоциональная сфера и мозг вполне загружены; книжка переходит в область дизайна и коллекционирования).
       Вот таких, мне кажется, ярких гоголевских мухоморов с клубящимися последствиями наелся Павел Лунгин с коварной подачи Юрия Арабова, сценариста, отмеченного хорошим, крутым безумием.
       В первом приближении они, конечно, взяли да и сложили ловкий пазл из «Мертвых душ», «Ревизора» и срезок повестей. О чем и напишет свора критиков, у которой, как всегда, «отняли» «их все» в виде Гоголя (Достоевского, Толстого, Булгакова, Набокова, Ильфа и Петрова, Стругацких). Но есть дальнейшие степени приближения, которые надо захотеть увидеть. Понимая, как непрост Лунгин и уж как, можно сказать, иезуитски непрост Арабов, в их «Деле о «Мертвых душах» следовало бы разобраться, как в шахматной партии: записывая ходы и не теряя при этом гармонии общего рисунка.
       
       
Для начала: зачем вообще гибрид (еще, будьте уверены, неизбежно прозвучит слово «компот»)? Зачем не как Швейцер или, если уж так неймется, не как Фокин? Зачем эта вот «фантазия», приколы эти и дикая отсебятина?
       Прежде всего, конечно, затем, что Гоголь и фантазия — это как Ленин и партия. Причем природа фантазии Гоголя — не сюжет, всякий раз довольно незатейливый (даже самый причудливый, «Нос», сюжета, по сути, лишен вообще, будучи сумасшедшим прозрением компьютерной игры, то есть зафиксированного сна, где гонка самоценна и воплощает дикую картину мира, подчиненную абсурду). Кремень и кресало, высекающие искру гоголевской фантазии, есть абсурд и слово. Абсурд как метод и неистовой пышности словесная ткань, делающая этого больного автора, в котором метастазами проросла вся чудовищная Россия, безнадежно непереводимым. В том числе, конечно, и на киноязык. Поэтому единственный способ создать текст, адекватный бездорожью гоголевской речи, разбегающейся, как кровеносная система, миллионами капилляров, тропок, притоков, рукавов, — единственный способ — именно создать текст.
       Этим, например, уже тринадцать лет занимается Норштейн, автор, безусловно, самой великой фантазии на тему Гоголя. Самой художественно полноценной и полнокровной.
       Конечно, фильм Лунгина и Арабова далек от совершенства норштейновской «Шинели» (которая как раз в силу своего совершенства никогда не будет закончена. Как не закончена и не могла быть закончена поэма «Мертвые души», являясь, возможно, самым совершенным, то есть самым живым, а значит, пребывающим в постоянном развитии текстом в мировой литературе). Во-первых, хотя бы по сравнению с «Шинелью», «сильно быстро делали». Во-вторых, сериал по определению не может быть очень уж крупным художественным явлением, непременно подкармливая собой заказного червячка. В-третьих (и в главных), ребята просто задачи такой перед собой не ставили, в отличие опять же от Норштейна. «Телевидение, — успело долететь до меня из деревни, где зализывает раны Юрий Арабов, — неизбежно придает всему какой-то неистребимый налет пошлости…». На этом мобильную связь отключили, с чем Юру и поздравляю, потому что достал этот чертов хай-тек, очень понимаю. Итак, значит, еще и ТВ-фактор, по большому счету эрозирующий искусство.
       
       
Все мы в конечном итоге обуреваемы обморочным желанием лишний раз покопаться в Гоголе, словно в поисковой системе google, обозначающей бесконечную бесконечность. И моя защита партии Лунгин—Арабов строится не на ее выдающихся достоинствах, а на ее замечательной общей нелепости, которая одна стоит сотни самых толковых критических работ.
       Три шедевра Николая Васильевича Гоголя — «Мертвые души», «Ревизор» и «Шинель» — плюс фрагмент из «Записок сумасшедшего» в финале образовали цельную (хотя и несовершенную) по своей диковинности и карнавальности картину. Арабов, а может, и Лунгин приняли, слава богу, во внимание самое важное в химическом составе Гоголя: его главные вещи прорастают одна в другой, образуют одну книгу. Одну именно по химическому составу. Формулы, как у алмаза, графита и угля — разные, а элемент один — углерод. Жизнеобразующий фокус планеты. Этот гоголевский углерод, фокус его немногочисленных шедевров, — безумие, бессистемность, бессмысленность и морок российского бытия. Идиотская афера Чичикова. Глупейший аттракцион Хлестакова. Абсурдная страсть Башмачкина. И полный улет в «сады других возможностей» Поприщина, итоговое русское переживание, последнее юродство, слияние с демоном российской шизофрении, подмявшей в конце концов и самого Николая Васильевича.
       
Павел Деревянко       
Все нелепо и все, как в бреду, обоснованно в этой картине. Невесть откуда взявшийся дознаватель из Петербурга Шиллер ищет государственного преступника Чичикова. Почему же «невесть»? Очень даже весть. Мелькает у Гоголя такой сапожник. Мелькает, но не пропадает, как не пропадает в его плюшкинском хозяйстве ничего. И вот изумительный Павел Деревянко предъявляет нам честного немца и одновременно русского сапожника, которого так легко сбить с панталыку долгами и их внезапной уплатой, а главное — новой шинелью на медведе, которую он, упыренок, не снимает даже «в ретирадном месте»; так легко и просто, как превратиться в России честной голодной судейской гусенице (однако непременному пытателю огнем и железом) в дурака-мотылька Хлестакова, нажрать в одну ночь брюхо в доме у городничего, сшить (у Чичикова!) новый брусничный (с искрой!) фрачишко и самому стать Павлом Ивановичем, исчадием пошлейшей интриги.
Юрий Нифонтов       Или нелепые пересечения на уездных дорогах этого Шиллера—Хлестакова—Чичикова с чиновниками из города N. Откуда ни возьмись Бобчинский и Добчинский прут по перелескам сундук, где сидит, запертый Плюшкиным, Шиллер. И следом вся чиновничья камарилья под командованием городничего вроде как во сне хоронит его заживо, а потом все-таки избирает предводителем комитета по строительству памятника (из золота и яшмы) хряку-оборотню-прокурору и заваливает по этому случаю деньгами. Не чудесная ли логика бреда: Плюшкин — сундук — вездесущие тезки — всех урыть в Сибирь — похороны заживо — перевернувшийся в гробу Гоголь — не желающий помирать, хрюкающий на отпевании прокурор — бессмертные свиные рыла — русский суд, бессмысленный и площадной — взятка как национальная идея.
Нина Усатова       Наконец, сумасшедший перенос Шиллера (как все его нелепые скачки, как безудержный, безостановочный марафон самого Гоголя) в Италию, именно к Гоголю за советом! К тому Гоголю, который, сидя в Италии, вообразил себя пастырем русского народа и разразился неприличнейшей «Перепиской с друзьями», где одарил русское помещичество целым рядом советов, как обустроить Россию… Да вспомним, что в те же годы там же проживал гениальный Александр Иванов, тоже одержимый идеей мессианства, и не на почве ли «Явления Христа» помешался ошеломленный картиной Гоголь… И что же советует этот несчастный гений несчастному Шиллеру — демонической козявке русского балагана (он же эшафот)? Разумеется, он советует все раздать бедным. Капитан же Копейкин, ветеран, которого одарил-таки прощелыга Шиллер неправедными своими щедротами, разумеется, что? Сдает его властям. Под видом Чичикова. И на него что? Разумеется, вешают все грехи и преступления страшного города N, а точнее — RU. А судит его кто? Конечно, Чичиков, ставший кем? Ну естественно — прокурором!
       На фоне общей головной скорби все это скорее тоскливые будни, чем искрометный анекдот. Что, кстати, отлично поняли актеры, извлекшие для этой операции по перевертыванию Гоголя в гробу на диво тонкий и точный инструментарий, а в иных сценах достигшие ослепительного фокуса, смешного и жуткого до озноба. Гармаш—Городничий, Хабенский—Чичиков, Семчев—Собакевич, Любимцев—Манилов, Деревянко—Шиллер и особенно Ярмольник, самый неожиданный из возможных Плюшкиных… Да и все остальные, честно говоря.
       И не надо вешать на авторов всеобщий грех социальной сатиры. Полнокровие Павла Лунгина и изощренность Юрия Арабова упасли их от телевизионной пошлости, как упасла Гоголя великая чертовщина его гения. Беда ведь России в чем? В том, что любую фантазию на ее тему можно ошибочно принять за социальную сатиру…
       
       Алла БОССАРТ, обозреватель «Новой»
       
12.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 67
12 сентября 2005 г.

Болевая точка
Прокурор наездом. Его послали найти виновных, а он ищет крайних

Владимир Колесников: Мы приехали, чтобы начать работать

Суд да дело
Юлия Латынина: Когда родственники погибших устанут ждать справедливости от Кремля, они обратятся к Аллаху

«Тушите свет!»
Пушкин — это «Наши»?! Всё…

Подвиг журналиста

Волобойские вести

Власть и деньги
Депутаты истратили на фуршет 1,6 млн рублей казенных денег

Экономика
Алексей Полухин: Правительство возвращается в брежневскую эпоху

Обстоятельства
Совет по приоритетным проектам будет делать только хорошее

Наградной отдел
Губернатор во дворянстве

Вместо выборов
Ростовские довыборы в Думу проходят по старому сценарию: власть продвигает олигарха

Образование
Родители имеют полное право отказаться от услуг школьных военруков

Армия
Куда теперь пойти солдату?

Новости компаний
«Альфа» потеряла голос?

«Дочке» Чубайса разонравилось саратовское ЖКХ

Митинги.Ру
В Москве прошел митинг жильцов общежитий

Мир и мы
Европарламент предлагает привлечь правозащитников

Регионы
Тайфун «Наби» прошел относительно тихо

Градоначальники овладевают временем

Реакция
Главному редактору «Новой»…

За рулем
Открытие акции «Я пропускаю пешеходов». Очередь за стикерами не убывала до полуночи

Инострания
Человек из команды Газы

Краiна Мрiй
В Киеве плакали денежки. Первые результаты отставок

Наука
Ученым намекнули на железный занавес. Ишь, разбежались…

Технологии
Гостев из будущего уже сидит в кресле Касперского и собирает деньги на покупку Microsoft

Проспект Медиа
Николай Николаев — о том, как ФСБ пыталась сорвать расследование программы «Рязанский сахар»

Телеревизор
Семен Левин. Он одевал телеканалы

Кинобудка
Кинотеатр «Октябрь» открылся блокбастером, в котором «наши» лихо мочат дядю Сорса

Свидание
Виктор Сухоруков: Где-то на левом плече сидит личный домовой с моим лицом

Библиотека
Нам не интересна власть. Нам интересна ее диета

На Книжной ярмарке в Москве представлен новый учебник по истории

Культурный слой
Закончен премьерный показ сериала П. Лунгина и Ю. Арабова «Дело о «Мертвых душах»

Театральный бинокль
«Квартет», или «Пианино в траве»

Подробности
В Москве прошел IV Молодежный фестиваль циркового искусства

Спорт
Джон Роберт Холден был лучшим в матче против Литвы

У России родилась новая футбольная сборная

Беглецы по России

Музыкальная жизнь
Чтобы участвовать в правительственных концертах, нужно победить в себе «балалаечника»…

Медицина
Доктор Панков: Медицинская пиявка — лучший друг человека

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100