NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КОКТЕЙЛЬ ХЛОПОНИНА
Цену госрегулирования на топливном рынке спросите у красноярцев
       
(Рисунок С. Аруханова)       Бензиновый кризис становится глобальным. В Европе назревают «бензиновые бунты». В США уже объявили о банкротстве две крупнейшие топливные компании: Delta и Northwest. Апокалипсис, одним словом. Но к нам-то это как относится? Урагана у нас не было и дефицита бензина на рынке нет. А цены — растут. И дело не в том, что дурной пример заразителен. Не пример дурной. Рынок и его регулирование государством.
       Потому что государственные органы, ответственные за экономические вопросы, не могут на равных разговаривать с крупным бизнесом: ни с позиций здравого смысла (регулируя налоговую нагрузку на отрасль), ни с позиций силы (проводя антимонопольные расследования).
       Короче, верхи не могут. А низы, те самые, которые испытывают замешенную на озлоблении нервную дрожь при одном взгляде на бензоколонки, уже потихоньку приходят к выводу, что все придется делать самим. В Новосибирске начались первые волнения — перекрыли федеральную трассу. А чего еще ждать, если государственные органы расписываются в собственном бессилии?
       
       
Может ли власть влиять на динамику бензиновых цен? Убедительный ответ получен в Красноярском крае. Может. Только ничего хорошего из этого не получается. Как в том анекдоте: «Можно ли есть эту ягоду? — Можно. Только отравишься».
       В течение многих уже лет в Красноярске — самая большая в стране концентрация АЗС, множество их владельцев, не связанных друг с другом. И — вопреки законам конкуренции — очень высокая маржа между оптовой и розничной ценой. Хрестоматийные правила, увязывающие насыщенность рынка продавцами и цену на их товар, почему-то не работают. Нередко случалось так, что цены на бензин в Красноярске, где под боком — Ачинский НПЗ («ЮКОС»), куда также везут топливо из Омска и Ангарска («Сибнефть»), были самыми высокими в Сибири. Сегодня в Красноярске литр АИ-92 стоит 16,3—16,8 руб., дизтоплива — 16.
       
       
Горожане ожидают, что в скором времени самый ходовой 92-й бензин подорожает до 17 целковых. Владельцы АЗС, объясняя очередную смену ценников, разнообразием не блещут. На сей раз они говорят о росте отпускных цен на НПЗ. До этого говорили о дефиците нефтепродуктов на заводах. Либо, не мудрствуя, — о конъюнктуре цен на российском и мировом рынках. И всякий раз после таких заявлений Комитет цен краевой администрации или региональное управление Федеральной антимонопольной службы (РУ ФАС) выступают с опровержениями, обвиняя продавцов ГСМ в недобросовестности. Судя по аргументам чиновников, процесс бензинового ценообразования в России почти никакого отношения ни к рынку, ни к мировым ценам на нефть не имеет. Владельцы АЗС попросту вступают в картельные сговоры.
       Не так давно, после очередного скачка цен, в РУ ФАС принесли аудиозапись собрания «королей бензоколонок», на котором они подписали ценовое соглашение. Диктофон тайно включили те коммерсанты, кто не пожелал вступать в сговор. Самое же любопытное в том, что владельцы АЗС собрались тогда в офисе «Красноярскнефтепродукта» (КНП), подконтрольного краевой администрации. Скандал. В итоге построившиеся в колонну по восемь заправщики КНП снижают цены (правда, поздно — лавинообразное подорожание всего остального, от картошки до ботинок, остановить тогда уже было невозможно). И в течение этого года КНП по договоренности с властями до последнего удерживал цены на своих АЗС, обеспечивал дешевые поставки сельхозпроизводителям.
       С такой ценовой политикой, проводимой властью через свое коммерческое предприятие, вынуждены были поначалу считаться все. Некоторые продавцы не выдержали конкуренции и покинули рынок.
       Увы. Волка не убедить питаться овсянкой. Даже такой выдающийся управленец, как Александр Хлопонин, может лишь на время заставить хищника прикинуться вегетарианцем. Сдерживание топливных цен привело к тому, что продавцы принялись попросту разводить и «бодяжить» нефтепродукты. Если раньше мастера в автосервисах рассказывали «чайникам», где стоит заправляться, а где свечи найдут свою смерть, то теперь опасность подстерегает на любой заправке. Служба же в России, контролировавшая качество бензина, — нефтеинспекция — в ходе реформ исчезла. Лицензирование работы АЗС отменено, владельца заправки за некачественный бензин могут лишь оштрафовать (аж до 5 тыс. руб.!).
       То, что октановое число на многих АЗС в крае сегодня не соответствует заявленному, подтвердил замначальника РУ ФАС Олег Харченко: «Заправщики реализуют коктейли на основе низкокачественного бензина». По данным депутата горсовета Михаила Васильева, в общем объеме завозимого в край бензина 92-й составляет лишь 8%. А в рознице доля этой марки бензина составляет 30%. Это означает, что ввозят бензин А-80, в него добавляют дешевые китайские присадки и получают фальсифицированный продукт, маркированный как Аи-92, Аи-93 и Аи-95.
       Таков был асимметричный ответ бизнеса на вмешательство Хлопонина. Рынок спас инстинкт самосохранения — к сегодняшнему дню цены на АЗС вновь уравнялись.
       Заняться госрегулированием цен на энергоносители Хлопонин призвал и правительство. Фрадков, еще год назад пригласив его выступить вне повестки дня на заседании кабинета, поддержал это предложение и поручил создать рабочую группу для детальной разработки этого вопроса, в которую как инициатора включить и Хлопонина. Больше о деятельности этой группы ничего не сообщалось.
       Впрочем, однажды в Красноярске удалось эффективно заморозить цены на ГСМ. С владельцами АЗС договорился мэр краевого центра Петр Пимашков. Но он тогда, в 2002 году, баллотировался в губернаторы, и это была пропагандистская акция. Сегодня объединенное Красноярье готовится к выборам своего парламента. И Хлопонин снова знает, как исправить ситуацию. На последнее повышение Ачинским НПЗ оптовых отпускных цен губернатор и член высшего совета «Единой России» ответил в соответствии с новыми веяниями: «Мы будем говорить на эту тему на предстоящем съезде «ЕР». Хлопонин добился, что он пройдет в Красноярске в ноябре. Партийное руководство экономикой — штука сильная. Правда, дорогая для обывателя. Красноярцы четко представляют, чем ответит бизнес на диктат партийцев и во сколько он обойдется. Отравление коктейлями на заправках стоит от 80 до 3 тыс. долл. — такова цена выходящих из строя свечей, катализаторов, топливных фильтров и насосов.
       
       Алексей ТАРАСОВ, наш соб. корр., Красноярск
     
       
СИТУАЦИЯ НА МЕСТАХ
       
       Саратов
       
Четверть саратовских крестьян оказались на грани разорения
       В Саратове бензин за последнюю неделю подорожал на 1—1,5 рубля. Вслед потянулись цены на дизельное топливо. Областные фермеры, которым не хватает денег на окончание уборочной, написали президенту.
       «Я российский крестьянин. Сегодня это звучит как смертный приговор, который приводится в исполнение постепенно, с особой изощренностью», —сообщает гаранту глава КФХ из села Широкий Карамыш Иван Аносов. Цены на солярку и на зерно скакнули одновременно — но в разные стороны.
       Сегодня перекупщики дают за тонну пшеницы 2,3 — 2,6 тысячи рублей при себестоимости 2800. Местные перерабатывающие предприятия готовы платить до 3150 рублей, но им столько сырья не нужно. Урожай ожидается средний — около 4 миллионов тонн. Сами саратовцы потребляют только 1,5 миллиона тонн за год. Еще не израсходованы запасы 2004-го, мукомольные предприятия загружены на треть. Перерабатывать зерно самостоятельно фермеры не могут: хлебопекарная линия стоит почти полмиллиона евро. Отправить товар на экспорт тоже не по силам: нужны множество бумаг и крупнооптовые партии. Государственные интервенции, как показывает ежегодная практика, устроены по принципу граблей. Расходы на доставку зерна на элеватор, плата за его приемку и аккредитационный сбор составляют шесть процентов от стоимости товара. Нужно оформить такой же пакет документов, как для получения кредита в банке, нанять брокера (гонорар за продажу, к примеру, 12 тысяч тонн пшеницы составляет не меньше 1 миллиона рублей). Начальная цена на зерно третьего класса в нынешнем году — 3,1 тысячи рублей. На торгах побеждает тот, кто запросит меньше. Деньги фермеру перечислят не раньше чем через месяц. Хранить зерно до весны большинству крестьян негде (аренда элеватора стоит 44 рубля в месяц за каждую тонну).
       На льготное и субсидированное топливо областной бюджет выделил весной 200 миллионов рублей. По мнению саратовского минсельхоза, это закрыло потребности села чуть больше чем наполовину. Сумма дотаций осталась такой же, как в прошлом году. А дизтопливо подорожало в течение 2004-го на 60 процентов, к сегодняшнему моменту — еще на двадцать.
       «Показателем отношения власти к селу является выделение на сельское хозяйство 0,9 процента средств из бюджета страны, — пишет президенту фермер Аносов. — В Казахстане выделяется восемь процентов, на Украине — десять, в Беларуси — двадцать, в Азербайджане — двадцать пять».
       Фермерская ассоциация от лица 8 тысяч КФХ области приняла обращение к федеральной власти, в котором «призывает, предлагает и требует» заморозить цены на ГСМ по состоянию на апрель нынешнего года, выделить бюджетную субсидию в размере 40 процентов от годовой потребности в топливе и вдвое повысить интервенционные расценки. По мнению минсельхоза, из-за диспаритета 25 процентов крестьянских хозяйств региона оказались на грани банкротства.
       
       
Надежда АНДРЕЕВА, наш соб. корр.
       
       Санкт-Петербург
       Северная столица очередную бензиновую лихорадку переживает хладнокровно: не впервой. С середины августа литр топлива на питерских АЗС стал дороже почти на рубль, эксперты предсказывают аналогичное изменение прайса еще на рубль — и к началу октября.
       По информации Олега Ашихмина, президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, за минувший год разница в росте оптовых и розничных цен на топливо составила 32%, и хозяева АЗС уже близки к тому, чтобы работать себе в убыток. Сложившаяся ситуация ведет к тому, что владельцы небольших сетей бензоколонок, вероятно, начнут их продавать.
       Ажиотажа, а тем более паники на петербургских автозаправочных станциях не наблюдается. Зато коммерческий общественный транспорт отреагировал на колебания топливного рынка адекватно: проезд в маршрутках в черте города обходится теперь питерцам в среднем на два рубля дороже.
       
       
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
       
       
19.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 69
19 сентября 2005 г.

Власть и люди
Трасса к новой резиденции Путина строится в трех метрах от жилых домов

Болевая точка
Стенограмма воспоминаний «Матерей Беслана» о встрече с президентом России Путиным. Часть II

Специальный репортаж
Первоклассник Павел Петрович Прощалыгин пошел в школу. Нужно ли говорить ему о Беслане?

Расследования
Тайна уничтожения Масхадова. Как и почему убили второго президента Чечни

Подробности
Общество российско-
чеченской дружбы атакуют по всем фронтам


Суд да дело
Освобождение Михаила Трепашкина было условным

Карантин в «Матросской Тишине»

На процессе по «делу 14 декабря» подсчитывают ущерб, нанесенный государству

Митинги.Ру
Играли в дымовые шашки…

Общество
«Открытая Россия» оказывает бесплатную социальную помощь

«Тимуровцы по-новому». Свободный проект, придуманный в тюрьме

Обстоятельства
Еще два наших самолета погибли в «войне против НАТО»

Экономика
Коктейль Хлопонина. Бензин пахнет кризисом

Депутаты отказываются регулировать цены на топливо

Цена закона
Грядут времена всеобщего дефицита на иностранный алкоголь

Новости компаний
Николай Павлов обвинил «Альфа-групп» в давлении на депутатов

Отдельный разговор
Дума довела себя до гротеска. Анализ первых результатов проекта «Демократический аудит России»

«Стародум» Станислава Рассадина
Дело не в шляпе. Кто и почему ругает интеллигенцию

Московский наблюдатель
Что стоит за полемикой между мэром Москвы и правительством России?

После выборов
Губернатор Дмитрий Аяцков ушел в историю

Краiна Мрiй
Госсекретарь Украины Олег Рыбачук: Список коррупционеров будет расширяться

Регионы
Кубанские фермеры хоронили надежды

Армия
«Ушел в партизаны. Целую, не скучай»

Технологии
Чипизация человека. А вам какое тело и почем?

Мир и мы
ФРГ «чувствует ответственность» за российских иммигрантов

За рулем
Корреспонденты «Новой» играли в доброго и злого водителей

Четвертая власть
VIII международный конкурс журналистов «Вопреки»-2005 принимает конкурсные работы

Люди
Философия свободного. 16 сентября Саше Цветкову могло бы исполниться 40 лет

Николай Караченцов возвращается к нормальной жизни

Спорт
Последнее интервью Николая Эпштейна. Городку и миру

Свидание
Прогулка с «оскароносцем» Александром Петровым по его родному Ярославлю

Исторический факт
Тайна Куликова поля. Против кого воевал Дмитрий Донской 625 лет назад?

Культурный слой
Московскую консерваторию могут лишить права выдавать дипломы государственного образца

Защита в луже. Доклад министра культуры РФ отправили на доработку

Библиотека
Рената Муха — переводчик с пингвиньего, кошачьего, туфельного…

Кинобудка
Мечтатели на Волге. Обзор провинциальных кинофестивалей

Медицина
Венная инженерия. Пиявки «работают» только под наблюдением специалиста

Реакция
Небо. Денежка. Самолет…

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100