NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДУМА ДОВЕЛА СЕБЯ ДО ГРОТЕСКА
Анализируем первые результаты проекта «Демократический аудит России»
       
(Рисунок С. Аруханова)       
Цель проекта — определить место сегодняшней России на шкале демократического развития. Национальный демократический аудит — это не наше изобретение. Такого рода «термометры», определяющие демократический градус страны, существуют в Великобритании, Швеции, других странах. Ежегодно публикуются данные Всемирного демократического аудита. По оценкам «Фридом Хаус», одного из наиболее известных «измерителей свободы», до сих пор Россия входила в категорию «частично свободных» стран.
       Предварительные результаты национального демократического аудита страны, проведенного институтом «Общественная экспертиза», вынуждают ставить вопрос об изменении диагноза: Россия скатывается в категорию «несвободных» стран. Перевод из «палаты выздоравливающих» в «палату тяжелобольных» делается на основе нескольких симптомов. В России фактически отсутствует разделение властей, произошел возврат к однопартийной системе, в которой вновь формируется советский гибрид: партия — государство, фактически отсутствует парламентская оппозиция, происходит огосударствление гражданского общества.
       Установление диагноза — это не игра в слова и не навешивание ярлыков, а процедура, необходимая для мобилизации внутренних ресурсов страны, а также для того, чтобы наши партнеры за рубежом правильно понимали, с чем они сталкиваются, когда имеют дело с нашей страной.
       
Игорь ЯКОВЕНКО, автор       
Летом 2005 года четвертая по счету российская Дума завершила три из восьми положенных ей сессий, то есть прожила более трети отпущенного ей срока. И несмотря на то, что осталось еще больше половины, уже ясно, что собой представляет этот парламент, с чем он войдет в историю российского парламентаризма и что он сделал с Россией за полтора года.
       Первая Госдума работала всего два года, но за этот (вдвое меньший, чем у последующих) срок первый российский парламент принял фундаментальные законы, определяющие основу общественных правоотношений: Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ; основополагающие законы в сфере государственного устройства: «О Конституционном суде РФ» и «О Счетной палате РФ».
       Если первая Дума была преимущественно законодательной, то вторая была обречена на политическую борьбу, находясь, подобно Верховному Совету РФ 1992 — 1993 гг., в состоянии жесткой конфронтации с исполнительной властью. Законотворческая деятельность депутатов второго созыва в значительной части отвергалась президентом. А многое из того, что все-таки было принято, не выдерживает демократического аудита. Например, принятый в 1997 году Уголовный кодекс превосходит карательным потенциалом советские УК.
       В третьей Думе сложилось пропрезидентское большинство, что, безусловно, стимулировало законодательный процесс, весьма плодотворный, хотя и не однозначный. Основная масса принятых законов вызывает возражения с точки зрения соответствия общественным интересам (Трудовой кодекс, УПК, ГПК, КоАП, реформа судебной системы, пенсионная реформа, закон «О гражданстве РФ», закон о ввозе ядерных отходов).
       Третья Дума начала процесс выдавливания демократических институтов и вертикализации политической системы: был превращен в фикцию Совет Федерации, принят драконовский закон о политических партиях, встроено во властную вертикаль местное самоуправление.
       Четвертая Дума является преемницей третьей. Но тенденции, которые в третьей Думе, казалось, уже достигли своего предела, парламент, избранный в 2003 году, довел до гротеска, выраженного спикером нынешней Думы Борисом Грызловым: «Государственная Дума — не место для политических дискуссий».
       Можно выделить девять основных характеристик четвертой Госдумы в сравнении с тремя предшественницами.
       
       Первое
       При формировании четвертой Госдумы было допущено максимальное искажение волеизъявления избирателей. Один из принципов демократии — равенство представительства: один человек — один голос. Для оценки соблюдения этого принципа в сравнительной политологии используют показатель «амплитуды искажения»*: сравнение долей полученных партиями голосов и долей мест, распределенных в парламенте.
       «Амплитуда искажения» для четырех российских парламентов отражена в таблице:

       Суть этих цифр в том, что одни партии оказались недопредставлены в Госдуме по сравнению с процентом проголосовавших, а другие сверхпредставлены. Рекордная сверхпредставленность за всю историю российского парламентаризма принадлежит партии «Единая Россия», которая получила на выборах в четвертую Государственную Думу 37,6% голосов, а мест в нижней палате заняла на 67,6%. Искажение принципа «один человек — один голос» доведено до крайности. Каждый сторонник «Единой России» фактически получил по два голоса. Каждый коммунист, родинец и элдэпээровец имеет сегодня чуть меньше одного голоса, а яблочники, правые, аграрии и т.д. вообще оказались безголосыми на ближайшие четыре года. Искажения волеизъявления есть на любых выборах в любой парламент мира. Но то, что произошло на выборах 2003 года, претендует на мировой рекорд. Фактически произошло лишение политических прав почти двух третей граждан. 80 лет назад, по Конституции 1924 года, 15 категорий граждан были лишены прав. Сегодня «лишенцами» люди стали не по закону, а по факту.
       
       Второе
       Четвертая Госдума стала первым фактически однопартийным российским парламентом. Большинство систем измерения демократии** используют такие показатели, как уровень монополизма правящей партии в парламенте, реальность политической конкуренции и доля голосов в парламенте, полученная оппозицией. Сравнивая по этим показателям четыре российские Государственные Думы, получим следующую картину:

       Если в первых двух Госдумах проправительственные партии, имея вместе менее пятой доли голосов, вынуждены были согласовывать свои планы с оппозицией, вести переговоры, искать компромиссы, то есть заниматься реальной парламентской работой, то в третьей Думе эта работа была сведена к минимуму, а в четвертой — принципиально и осознанно ликвидирована.
       
       Третье
       Сами выборы в четвертую Думу были максимально нечестными и несправедливыми. Государственные телеканалы демонстрировали явный перекос в пользу «Единой России» и против КПРФ, что вынуждена была признать даже ЦИК, которая ограничилась предупредительным письмом в адрес руководителей телеканалов. Косвенно реакция граждан на несправедливость избирательной кампании проявилась в самом высоком проценте граждан, проголосовавших против всех, за всю новейшую историю парламентаризма в России.

       
       Четвертое
       Четвертая Государственная Дума стала единственной палатой российского парламента. С 2004 года Федеральное собрание стало фактически однопалатным.
       Во-первых, если в предыдущем парламенте «сито» верхней палаты еще как-то влияло на работу нижней, то нынешняя Госдума, принимая законы, вообще не берет Совет Федерации в расчет. Во-вторых, сам Совет Федерации стал после отмены выборов губернаторов нелегитимным. Половину членов российского сената назначают губернаторы, которых, в свою очередь, назначает президент. Вопреки Конституции ровно половина членов Совета Федерации не имеют никакого отношения к субъектам Федерации, которые они представляют. Когда питерская дама Л. Нарусова и питерский банкир Пугачев представляют Тыву, представительной такую палату парламента теперь назвать сложно. Это больше похоже на формирование какого-либо органа исполнительной власти.
       
       Пятое
       По характеру функционирования и новым «правилам внутреннего распорядка» четвертая Госдума утратила признаки парламента и трансформировалась в орган исполнительной власти. Это произошло в результате следующих изменений в регламенте и в практике работы Государственной Думы:
       • Совет Госдумы превратился из координирующего в руководящий орган;
       • думские комитеты превращены в фильтры политической активности депутатов;
       • тотальный контроль за законодательным процессом со стороны «Единой России», которая, в свою очередь, тотально контролируется администрацией президента РФ, привел к тому, что центр принятия законодательных решений переместился в администрацию;
       • в четвертой Госдуме, вопреки Конституции РФ, практически завершена ликвидация участия Законодательных собраний регионов в законодательном процессе;
       • четвертая Государственная Дума работает почти в два раза быстрее предыдущей. В результате судьбоносные решения штампуются за день, не будучи не только осмысленными, но даже и прочитанными.
       
       Шестое
       В течение 2004 — начала 2005 года Госдума изменила основы политического строя России и совершила фактический антиконституционный переворот. Это произошло благодаря принятию следующих законов:
       • Федеральный закон от 11 декабря 2004 года лишил народ права избирать глав субъектов РФ, причем этим законом Дума умудрилась нарушить три основных принципа Конституции: народовластия, федерализма и разделения властей;
       • Федеральный закон от 20 декабря 2004 года создал непреодолимые барьеры на пути политических партий;
       • Федеральный закон «О референдуме» от 28 июня 2004 года фактически лишил народ права на референдум;
       • Федеральный закон «О выборах депутатов ГД» от 18 мая 2005 г. фактически лишил народ права выбирать своих депутатов;
       • установление президентского контроля над Счетной палатой и переход под прямое президентское руководство Минюста означают антиконституционное перераспределение власти в пользу президента.
       
       Седьмое
       Четвертая Госдума санкционировала создание небывалой геометрической фигуры: вертикали гражданского общества. Федеральный закон от 4 апреля 2005 года «Об Общественной палате РФ» создает фактическое Министерство гражданского общества, могильной плитой придавливающее и без того несильные ростки общественных и правозащитных организаций.
       
       Восьмое
       Печально знаменитый Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 года, известный в народе под названием «монетизация льгот», фактически уничтожил социальное государство в России, по сути дела, отменив соответствующую статью Конституции РФ.
       
       Девятое
       Изменился доминирующий тип депутата Госдумы. Если в первых двух парламентах преобладали депутаты-политики, депутаты-лоббисты, встречались депутаты-правозащитники, то в четвертой Госдуме господствуют три типа: депутат-чиновник, депутат-статист и депутат-призрак. В этом составе Госдумы полностью исчезли правозащитная и гуманитарная составляющие.
       
       
И наконец, на основании этих девяти характеристик можно сделать главный вывод. Россия, которую в 1999 году большинство международных исследователей относили к категории «частично свободных» стран, по итогам исследования «Общественной экспертизы» может быть отнесена к категории «несвободных» стран вместе с Белоруссией, Таджикистаном и Туркменией.
       К этому выводу необходимо сделать три оговорки. Во-первых, данный вывод носит предварительный характер, поскольку данное исследование — это лишь первая часть проекта «Демократический аудит России», который выполняется институтом «Общественная экспертиза». Предстоит завершить начатые аналогичные исследования по исполнительной и судебной власти, свободе СМИ, профсоюзов, политических организаций, бизнеса, религиозных институтов и т.д. Во-вторых, отнесение к одной категории «несвободных» стран вместе с Белоруссией, Туркменией и Таджикистаном не означает тождества с этими странами. Политическое и гражданское устройство этих стран, безусловно, различается между собой, а также отлично от России, в которой пространство свободы, безусловно, выше за счет большей интегрированности в глобальные процессы и других факторов. Речь идет о качественном состоянии «несвободной» страны, которое возникает из совокупности девяти вышеперечисленных характеристик. В третьих, Россия — самая гетерогенная в мире страна. Калмыкия и Пермская область находятся в составе одной страны, но живут в разных исторических эпохах, поэтому общие характеристики на федеральном уровне всегда условны. В этой связи представляют интерес результаты проекта «Демократический аудит регионов», который институт «Общественная экспертиза» планирует завершить в октябре 2005 года.
       
       *
«Амплитуда искажения» определяется как сумма всех отличий долей полученных партиями голосов от долей мест, полученных этими партиями в парламенте. Исходные параметры для определения этого показателя приведены в таблице 1.
       
       **
Измерение демократии как отрасль сравнительной политологии существует свыше 40 лет. Пионером этого направления можно считать Филиппа Катрайта: «Степень политического развития может быть измерена, и каждая нация может быть размещена на континууме развития, что позволит сравнивать ее с любой другой нацией в мире». Наибольшую известность в этой области получили ежегодные публикации индекса свободы «Фридом Хаус» (Freedom House), рассчитываемого на основе оценки восьми политических прав и тринадцати гражданских свобод в 192 государствах мира.
       
       Игорь ЯКОВЕНКО,
       директор института «Общественная экспертиза»
       
19.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 69
19 сентября 2005 г.

Власть и люди
Трасса к новой резиденции Путина строится в трех метрах от жилых домов

Болевая точка
Стенограмма воспоминаний «Матерей Беслана» о встрече с президентом России Путиным. Часть II

Специальный репортаж
Первоклассник Павел Петрович Прощалыгин пошел в школу. Нужно ли говорить ему о Беслане?

Расследования
Тайна уничтожения Масхадова. Как и почему убили второго президента Чечни

Подробности
Общество российско-
чеченской дружбы атакуют по всем фронтам


Суд да дело
Освобождение Михаила Трепашкина было условным

Карантин в «Матросской Тишине»

На процессе по «делу 14 декабря» подсчитывают ущерб, нанесенный государству

Митинги.Ру
Играли в дымовые шашки…

Общество
«Открытая Россия» оказывает бесплатную социальную помощь

«Тимуровцы по-новому». Свободный проект, придуманный в тюрьме

Обстоятельства
Еще два наших самолета погибли в «войне против НАТО»

Экономика
Коктейль Хлопонина. Бензин пахнет кризисом

Депутаты отказываются регулировать цены на топливо

Цена закона
Грядут времена всеобщего дефицита на иностранный алкоголь

Новости компаний
Николай Павлов обвинил «Альфа-групп» в давлении на депутатов

Отдельный разговор
Дума довела себя до гротеска. Анализ первых результатов проекта «Демократический аудит России»

«Стародум» Станислава Рассадина
Дело не в шляпе. Кто и почему ругает интеллигенцию

Московский наблюдатель
Что стоит за полемикой между мэром Москвы и правительством России?

После выборов
Губернатор Дмитрий Аяцков ушел в историю

Краiна Мрiй
Госсекретарь Украины Олег Рыбачук: Список коррупционеров будет расширяться

Регионы
Кубанские фермеры хоронили надежды

Армия
«Ушел в партизаны. Целую, не скучай»

Технологии
Чипизация человека. А вам какое тело и почем?

Мир и мы
ФРГ «чувствует ответственность» за российских иммигрантов

За рулем
Корреспонденты «Новой» играли в доброго и злого водителей

Четвертая власть
VIII международный конкурс журналистов «Вопреки»-2005 принимает конкурсные работы

Люди
Философия свободного. 16 сентября Саше Цветкову могло бы исполниться 40 лет

Николай Караченцов возвращается к нормальной жизни

Спорт
Последнее интервью Николая Эпштейна. Городку и миру

Свидание
Прогулка с «оскароносцем» Александром Петровым по его родному Ярославлю

Исторический факт
Тайна Куликова поля. Против кого воевал Дмитрий Донской 625 лет назад?

Культурный слой
Московскую консерваторию могут лишить права выдавать дипломы государственного образца

Защита в луже. Доклад министра культуры РФ отправили на доработку

Библиотека
Рената Муха — переводчик с пингвиньего, кошачьего, туфельного…

Кинобудка
Мечтатели на Волге. Обзор провинциальных кинофестивалей

Медицина
Венная инженерия. Пиявки «работают» только под наблюдением специалиста

Реакция
Небо. Денежка. Самолет…

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100