NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Александр ГЛЕЗЕР:
НА ЗАПАДЕ Я ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ КОМАНДИРОВАННЫМ
Когда его выгоняли из СССР, не знали, что делают полпредом неофициального российского искусства на Западе
       
       
Александр ГЛЕЗЕР — коллекционер неофициального и постсоветского искусства, директор Музея современного русского искусства в Большом Нью-Йорке, организатор многих художественных выставок (в том числе один из основателей «бульдозерной» выставки), арткритик, автор нескольких книг о русском искусстве, изданных в США, Великобритании, Франции. Поэт, переводчик грузинской поэзии, издатель журналов «Третья волна» и «Стрелец». Изгнан из СССР в 1975 году.
       
       — 25 лет для любого проекта срок весьма большой, а тем более для организации, которой руководит все эти годы один человек, да и, по сути, один там работает. Технических помощников я не считаю. Как вам удалось четверть века не только удерживаться на плаву, но и расширять деятельность музея?
       — Знаете, надо иметь цель и всегда стремиться ее достичь. Когда меня выгоняли из СССР, Оскар Рабин крикнул мне в аэропорту «Шереметьево»: «Ты не уезжаешь, ты едешь от нас в командировку!». А я сверху ему и другим моим провожающим ответил: «Ребята, я прорвусь к вам сквозь большевиков!».
       Так вот, на Западе я чувствовал себя командированным. Мне хотелось сделать как можно больше, помочь неофициальным художникам и неофициальным поэтам и прозаикам, которые в условиях тоталитарного режима мужественно боролись за свободу творчества. А как помочь? Для художников — делать выставки с каталогами, сделать их известными, чтобы хоть как-то предохранить от преследований. И мне удалось основать два музея: в 1977 году во Франции, а в 1980 году еще и в США. Эти музеи работали синхронно, причем материально музей в Джерси-Сити помогал выстоять музею в Монжероне. Этим двум музеям до 1991 года довелось организовать или участвовать в организации более ста шестидесяти персональных и групповых выставок в своих стенах, а также в музеях Франции, Англии, Японии, в выставочных залах и галереях Австрии, Западной Германии, Италии, Голландии, Швейцарии, Бельгии. О них писали в газетах и журналах, издавались каталоги. Все это засылалось в СССР и морально помогало художникам.
       Кроме того, я создал в Париже издательство «Третья волна» и одноименный журнал. В журнале публиковались статьи о выставках русских художников на Западе, в издательстве вышла книга о них. В Лондоне и Нью-Йорке вышла книга, написанная мной в содружестве с искусствоведом Игорем Голомштоком «Неофициальное искусство из СССР». И все это тоже засылалось в Москву. Кстати, в Нью-Йорке я еще основал ежемесячный журнал «Стрелец».
       — А как на это смотрели советские товарищи?
       — Плохо, конечно. Четырежды подсылали ко мне своих агенток. Дважды откровенно мне угрожали. Особенно после того, как и в Париже, и в Нью-Йорке открылись галереи «Москва—Петербург».
       — А что случилось после 1991 года?
       — После 1991 года я вернулся в Москву и стал организовывать выставки неофициального русского искусства, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Харькове, Одессе, Запорожье… И везде ко мне подходили молодые художники и говорили: «Ваших давили бульдозерами, но они стали знаменитыми, а на нас всем плевать. Помогите!».
       И с 1994 года я начал организовывать в музее экспозиции, как групповые, так и персональные, живописцев и графиков, заявивших о себе в годы гласности. Моей целью стало вывезти их на нью-йоркский артрынок.
       — И удалось?
       — Частично. Понимаете, я хорошо представлял себе, какая это сложная задача, рассчитанная на много лет. Мы делали выставки не только у себя в музее, выставляли этих художников и в нью-йоркских галереях, и в Филадельфии, и в Вермонте, и в Париже. Ну конечно, и в Москве, и в харьковском и запорожском музеях, и в Государственном выставочном комплексе в Нижнем Новгороде.
       — Приобретают ли западные коллекционеры работы наших молодых или сравнительно молодых художников?
       — Конечно. И у нас в музее, и в нью-йоркских галереях, и на аукционах в Париже коллекционеры приобретали картины и графику современных художников. Особенно успешно идут дела у москвичей Марии Владимировой и Бориса Иванова, нижегородцев Виктора Грязнова и Вячеслава Головченко, харьковчанки Тагуи Барсегян.
       О Владимировой, например, одна из нью-йоркских газет поместила материал под названием «Русская художница, покорившая Нью-Йорк». Знаменитый коллекционер неофициального русского искусства профессор Нортон Додж приобрел три ее картины, а также картину рижанки Людмилы Перец, графику харьковчанки Ольги Назаркиной и владивостокца Евгения Макеева. А еще прежде он приобрел две картины и множество рисунков Славы Полищука, который живет ныне в Нью-Йорке.
       К слову сказать, мы сотрудничаем и с парижской Inter Stella Galerie и уже провели там несколько выставок.
       — Недавно в вашем музее прошла выставка «Малевич и его наследники», в ноябре эта выставка состоится в Москве, а затем и в Париже. Сначала были Париж и Нью-Йорк, потом к ним прибавились Москва и другие русские и украинские города. Что будет завтра?
       — Есть планы открыть галерею как филиал нашего музея в Праге, а также музей и галерею в Берлине. Наконец, вскоре откроется галерея и при нашем музее.
       — Какие выставки состоятся в музее еще в нынешнем году?
       — В сентябре — выставка, посвященная 25-летию музея, в октябре — выставка «Незнакомая Россия-7». То есть экспозиция живописцев и графиков, которые недавно высказали желание сотрудничать с нашим музеем. В декабре — IV Биеннале современной русской графики и скульптуры, которое, кстати, будет затем показано в харьковском и запорожском музеях и, конечно, в Москве.
       В январе в Москве мы откроем выставку «Россия—США», которая в феврале нынешнего года состоялась у нас в музее. В ней будут участвовать русские художники, живущие в России и Америке.
       — Сколько выставок организовал ваш музей за 25 лет?
       — Наш музей с начала своего создания организовал и принимал участие в организации двухсот семидесяти девяти выставок.
       — А какие выставки особенно запомнились?
       — Ну, во-первых, выставка в Пале де Конгре в Париже в 1976 году, выставка в Институте современных искусств в Лондоне в 1977 году, выставка в залах конгресса и сената США в Вашингтоне в 1983 году, тем более что ей сопутствовала часовая телевизионная передача о русском свободном искусстве (невиданное в США дело!), Биеннале неофициального русского искусства в Венеции в 1978 году и, наконец, в 1994 году состоялись две памятные экспозиции, посвященные 20-летию «бульдозерной выставки» 1974 года — в Москве в галерее «Беляево» и в Париже в залах посольства России во Франции. И, естественно, я не могу забыть выставку в Третьяковской галерее «Лианозовская группа. Истоки и судьбы». Она состоялась в 1998 году. И еще. Особенно памятна экспозиция, выставка моей коллекции, состоявшаяся в 1994 году в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Открывая ее, директор музея Ирина Александровна Антонова сказала: «А теперь вы увидите выставку классиков русского искусства второй половины ХХ века».
       Я бы хотел еще сказать о такой важной вещи, как продвижение современных художников на нью-йоркский и другие артрынки, чтобы помочь обрести имена. Теперь, кажется, осуществится мой давний план.
       Мы отберем от пяти до десяти наиболее интересных художников и начнем их выставлять по маршруту Москва—Нью-Йорк—Париж. Мы попробуем включать со временем их работы в аукционы. В общем, я признался почти во всем.
       — Все-таки почти?..
       — Ну должен же я вас как-то заинтриговать…
       
       Наталья ДАУСОН, Нью-Йорк
       
22.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 70
22 сентября 2005 г.

Расследования
Зачем и как жертв терактов вербуют в секту?

Норд-остовцы тоже ходили к Грабовому

Обращение Северо-
Осетинской Общественной организации Ассоциация жертв террористических актов «Матери Беслана»


Кавказский узел
Прокурор Дагестана устал работать на богатого дядю

Экономика
Почему нефтяные компании остановили рост цен и кому от этого будет лучше?

Зерно стало совсем нерациональным

Чем ответили водители на повышение топливных цен

Митинги.Ру
Фермеры и интервенция

Первые лица
Греф потерял интерес к ВВП?

Суд да дело
Президент проигнорировал письмо академиков и отказался помиловать Игоря Сутягина

Начальник РУВД не понимает, за что его уволили

Власть и люди
Как Сергей Беляев посеял на Урале «сутяжный синдром»

Цена закона
Приказ Минздрава поставил непреодолимые препятствия между больными и лекарствами

Есть рекорд: Дума принимает один федеральный закон за 9 минут!

Вместо выборов
Чего добился Путин, отменив губернаторские выборы?

«Стародум» Станислава Рассадина
Перечитывая стихотворение Николая Языкова «К ненашим»…

Специальный репортаж
Репортаж с празднования 625-летия Куликовской битвы

Бухгалтерия финансовой войны между Золотой Ордой и ее регионом под названием Русь

Новости компаний
Депутат Думы Павлов рассказал, как его пытались «убедить» представители «Альфы»

Почему крупный бизнес скидывает свои активы государству?

Отделение связи
Успех академика Ильина принесет нашему собкору Бородянскому 100 тысяч рублей?

Организация «За права человека» стала на одного человека меньше

«Новая» заслуживает оценки своих читателей

Отдельный разговор
«Общая газета». Свидетельство о жизни. Выпуск, посвященный Егору Яковлеву

Милосердие
Сереже Святкину нужны доноры крови

Московский наблюдатель
Москва вернется в детские сады

Регионы
Нижний Новгород близок к эпидемии гепатита

На Вятке собираются открыть музей Молотова

Тупики СНГ
Приподнятая целина. Казахстан развивается невероятными темпами

Краiна Мрiй
Сторонников Ющенко будто бы смыло

Инострания
Немецкие граждане растерялись от собственного выбора

Свидание
Александр Глезер: На Западе я чувствовал себя командированным

Проспект Медиа
Алексей Венедиктов: Мы ставим на профи, у которых временные нелады с историей

Где смеяться на FM?

Телеревизор
Евгений Гиндилис: Наше ТВ уникально

Кинобудка
«9 рота». Совершено в состоянии эффекта

Рекламные ролики исполняют…

Театральный бинокль
Открывается самый политический театр в России — на деньги государства

Теневики в свете рампы. Китайский театр теней в Москве показали французы

Музыкальная жизнь
У знаменитого ансамбля Турецкого — мирные творческие планы

Библиотека
Обзор новых книг от Елены Дьяковой

Спорт
От чего зависит судьба футбольной России?

Медицина
Работа на тоненького

Плоды образа жизни

Реакция
ФАС России считает необходимым опровергнуть…

К сведению…
А ты знаешь, какие у нас буквы?

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100