NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПРОБКИНЫ ДЕТИ
В автомобильном заторе водитель может раствориться, как бульонный кубик в кипятке: без осадка
       
(Фото Артема Геодакяна)
     
       Справка «Новой»
       Самая большая пробка в мире: Франция, трасса А-7, 31 июля 2004 года, 350 км (треть всей протяженности Франции).
       Самая большая пробка в России: Трасса Ростов — Москва, 3 февраля 2005 года, 300 км (почти десятая часть всей протяженности России с юга на север).
       Самая большая пробка в Москве: Южный участок МКАД, 12 сентября 2003 года, 30 км (практически полная протяженность Москвы с запада на восток).
       По данным ROMIR Monitoring, главной московской проблемой 44 процента москвичей считают пробки на дорогах.
       По данным докладов Техасского транспортного института и Министерства транспорта Японии, пробки наносят экономике США ежегодный ущерб на сумму 69,5 млрд долларов, экономике Японии — почти в 100 млрд долларов.
       Ежегодные личные потери от дорожных пробок каждого водителя в США оцениваются в 800 долларов.
       
Алексей ПОЛИКОВСКИЙ, автор       
Поздно вечером в пятницу на Симферопольском шоссе я въехал в пробку. Я много лет сижу за рулем и видел всякие заторы и пробки, но эта, образовавшаяся в десяти километрах от Москвы, была пробка-рекордсмен. Ее можно было занести в Книгу рекордов Гиннесса. Все четыре ряда шоссе на много километров были заняты медленно ползущими машинами. Среди сотен легковых громадными тушами высились трейлеры. Сначала я надеялся, что у пробки есть причина — авария впереди или глупость гаишников, перегородивших дорогу, но вскоре понял, что причины нет. Это был худший вид пробки: необъяснимая, абсурдная.
       Много лет назад я знал человека, который окончил мехмат и по распределению попал в престижный НИИ, в специальную группу, которая должна была создать математическую модель пробки. Группа работала несколько лет, но создать модель не смогла. Возникновение и жизнь пробки оказались сложнее, чем возникновение и жизнь элементарных частиц или движение комет в Галактике. Все эти вещи математика описать в состоянии.
       Я въехал в гигантскую пробку засветло, в девять вечера. В десять, уже в темноте, под черным небом, я упорно полз на юг в тесном потоке машин. Непрерывность движения исчезла, мы двигались рывками: стоишь пять минут, потом передвигаешься на десять метров, потом стоишь опять. И так сто раз подряд. Еще сто раз. И вот уже выжимаешь педали и переключаешь скорости как во сне. Сознание освобождается от реальности…
       Отрезанный от дома и друзей, заключенный в капсулу кабины, я ощутил себя путешественником во времени, занесенным в эпоху переселения народов. Прополз мимо черный BMW, запряженный в прицеп, груженный досками. Протащились братцы «Рено» и «Пежо» — ветераны французского автопрома — с диванами и креслами на крышах. Медленно, как во сне, проплыл «жигуль-шестерка» без капота. Я отчетливо увидел залитый подтеками масла блок цилиндров, матово поблескивающую крышку трамблера…
       За свою шоферскую жизнь я видел машины в разных степенях распада (эти выносливые создания прекрасно могут обходиться без переднего крыла, без заднего крыла, без фар и даже без дверей), но машину, ездящую без капота, я видел впервые. Очередное русское ноу-хау: отодрать капот и больше не беспокоиться об охлаждении… За рулем инвалида без капота и номеров невозмутимо сидел голый — в одних трусах — подросток лет тринадцати.
       Жизнь в пробке делает человека философом, задающим самому себе наивные вопросы, а высокое черное небо помогает ему отрешиться от земли и увидеть ползущую армаду взглядом сверху. Что увидел и что понял бы пришелец, невидимой тенью проскользивший в этот час над нашей планетой в черном воздухе?
       Он увидел бы живых существ, добровольно заключивших самих себя в крошечные ячейки на колесах, — и понял бы, что люди по своей природе не объединяют усилия, а разъединяют их. Он увидел бы мучительный исход людей из мест, где они работают, в места, где они отдыхают, — и догадался бы, что человеческая жизнь лишена целостности, расколота. Он увидел бы тысячи машин, стоящих в страшной тесноте на ленте шоссе и не способных сдвинуться ни вправо, ни влево, тогда как вокруг расстилаются просторные поля, — и догадался бы, что у человечества проблемы с пониманием свободы. То, что человек считает свободой, на самом деле часто рабство.
       В районе поселка Быковка дорога раздвоилась. Чернота земли и чернота неба слились, и в этой нераздельной тьме, медленно извиваясь, ползли два рубиновых потока. Пришелец, увидев это с высоты небес, наверняка подумал бы, что человечество жидкое. Оно течет. Куда? И я, глядя с холмов на терпеливо ползущие потоки, уже представлял бредовые картины. Я видел гигантские домны за горизонтом, в которые потоки вливаются. Мы едем на переработку. Да, там, в этих домнах, нас, запутавшихся в самих себе homo sapiens, наконец-то подвергнут переработке!
       Человека и его машину можно переработать в новое железно-телесное существо с колесами вместо ног, инжектором вместо сердца и фарами вместо глаз. Но такой Терминатор скучен и банален. Нет, пусть уж лучше там происходит разделение железа и плоти, чистоты и грязи, корысти и честности. И в результате из одной заслонки домны выпадает на землю спрессованный кубик железа, а из другой — вылетает в небо голая и чистая душа.
       
       
Каждый катаклизм — не важно, природный он или рукотворный — высвечивает в человеке то, что он есть. И тут, в пробке, люди тоже проявляли себя самым разным образом. Большинство ползли вперед в мрачном молчании: типовой случай, образцовое смирение перед судьбой. Из некоторых машин неслась музыка. Под черным небом, среди сотен озабоченных собственным несчастьем людей дерганые песенки рэперов звучали возмутительно, как ругань во время похорон.
       Автомобили десятками заезжали на бензоколонки, пытаясь укрыться там от необходимости ползти в пробке. На бензоколонках выстроились очереди. Другие десятки автомобилей останавливались на обочинах — я видел за стеклами темных кабин застывшие силуэты людей. Мерцали огоньки сигарет, белобрысые детские головы прилипали к стеклам. В виде остановившихся автомобилей было усталое бессилие. Дело близилось к полуночи.
       Помутнение мозгов и освобождение сознания происходили не только у меня. Черный Gelаndewagen свернул на асфальтовый плац и резко развернулся, намереваясь немедленно мчаться назад, в блаженную пустоту Москвы. Он радостно мигнул фарами, прося десять тысяч машин немедленно освободить ему путь. Но они не освобождали. Некоторое время Gelаndewagen постоял в тягостном размышлении, а потом смиренно вернулся в поток.
       Солидный мужчина за рулем огромного джипа Toyota Land Cruiser на моих глазах впал в истерику. Джип, до сей минуты терпеливо ползший в потоке, вдруг стал выписывать опасные виражи. Мужчина бросил машину влево, в образовавшуюся щель, потом ушел вправо, чуть не задев крыло перепуганного до смерти «жигуленка». Так, зигзагом, истошно мигая огнями, джип выбрался на обочину и устремился по ней в сторону Луны, загнутый край которой выглядывал из-за серого ночного облака.
       Десятки машин с включенными фарами мчались по ухабистой обочине в огромных клубах пыли. Ночь теперь была не черной, а бурой — цвета мутных чувств, недобрых желаний, нечистых мыслей.
       
       
Каждый, кто много ездит по городу, знает, что появление и исчезновение пробки предсказать невозможно. Вот только что ты радостно катил по полупустой улице, и вдруг движение сгустилось, и поток встал. Километр, другой — неожиданно машины вырываются на простор. Пробка исчезает, как будто ее и не было. Отчего она возникла, отчего исчезла? Неизвестно.
       Цивилизация, построенная на силе, нарастила такую силу, что уже не выдерживает тычка пальцем. Минутный обморок светофора или пивная бутылка, хрустнувшая под колесом, ввергают в паралич десятки тысяч лошадиных сил. Сила впадает в ступор от самой себя, гоночный автомобиль оборачивается улиткой.
       Пробка — это тромб в теле цивилизации, но кто же тогда врач? Корпорации, жадно щелкая стальными зубами, выпускают все новые и новые автомобили. Миллионы людей — я в том числе — подсели на новинки автопрома, как на наркотик. Правительства сведены до роли контор, устраняющих особо вредные последствия деятельности корпораций. Идеологии отмерли, они превратились в наборы фраз, подобные суповым наборам в универсаме. Политики покупают такие наборы фраз и варят из них пойло для народа, сами, однако, предпочитают поедать фуа-гра в швейцарских шале. Врача нет, в этом-то все и дело.
       
       Алексей ПОЛИКОВСКИЙ, обозреватель «Новой»
      
       
ДЕЛО В ПРОБКЕ
    
       В конце августа в Санкт-Петербурге водитель и пассажиры автомобиля, пытавшегося по тротуару объехать пробку, насмерть забили пешехода бейсбольной битой. Двадцатидвухлетний Антон Соболев скончался на месте, а автомобиль «Хёндэ» спокойно скрылся, несмотря на то что все произошло в восемь часов вечера на глазах у прохожих.
       Как рассказывают очевидцы, вначале между водителем «Хёндэ» и Соболевым началась словесная перепалка — пешеход мешал автомобилисту ехать по тротуару.
       Зеленый «Хёндэ» искали почти две недели — машина была без номеров. Вечером 7 сентября сотрудникам милиции удалось задержать виновных — имена пока не разглашаются.
       
       Е.И.
       
       
26.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 71
26 сентября 2005 г.

Суд да дело
Страсбург проездом через Амстердама

Юрий Шмидт: Из Ходорковского хотят сделать вечного подсудимого

Эмиссар Совета Европы ответил присяжным раньше президента РФ

Михаила Трепашкина снова поместили в штрафной изолятор

Точка зрения
Юлия Латынина. Что общего между полковником ГРУ Квачковым и Ходорковским

Кавказский узел
Назранский «сахар». В Ингушетии повторяют рязанские «учения»?

Болевая точка
Обращение Ассоциации жерт террористических актов «Матери Беслана»

Навстречу выборам
Кадыровцы организовали демонстрацию

Московский наблюдатель
Партия власти планирует оккупировать здание Мосгордумы

Митинги.Ру
Политическая осень в Воронеже началась с провокаций

«Тушите свет!»
«Су» против ветра

Чтоб Фрадков заплетал косу…

Волобойские вести

Армия
Военкомы клеят мальчиков, или Зачем уклонистов вешают на заборах

Образование
Вперед, на 30 лет назад! В образовании будет проведена реформа в стиле ретро

Власть и деньги
Чистым нальчиком

Экономика
Почему иностранные наблюдатели называют Россию слабым государством с сильными чиновниками?

Что Госдума сделала с бюджетом и ценами на бензин

Бюджетный процесс как синдром левизны в правительстве

Новости компаний
«Газпром» займет двенадцать миллиардов долларов

Уставшие жить на голодном пайке рабочие ОАО «Апатит» готовят забастовку

Специальный репортаж
В Воронежскую область птичий грипп завозили самосвалами

Регионы
Муфтий, «равный патриарху»

Крокодил в чугуне

Мир и мы
Американцы высадились в Королеве

Тупики СНГ
В белорусах проснулся взрывной темперамент

Краiна Мрiй
Леонид Кравчук: У нынешней власти есть хоть какая-то ответственность

Владислав Каськив: Проблема не в том, что «голубые» плохие

Люди
Мошенник из штрафбата. Благодаря выстрелу в спину он стал заслуженным деятелем искусств

Исторический факт
Вечевые ценности. Черновик учебника другой России

Наука
Лет через пятнадцать «генетический ремонт» превратится в обычную процедуру

За рулем
В автомобильном заторе водитель может… раствориться

Через десять лет в Москве будет пять миллионов автомобилей

Спорт
Динара Сафина: Дедовщины у нас с Маратом никогда не было

Павел Дацюк улетел в Америку

Хайдар Алханов: Вылет «Терека» из Премьер-лиги накануне выборов очень нежелателен для Чечни

Музыкальная жизнь
«Корни» и попKORN российского шоу-бизнеса

Свидание
Александр Журбин: В мюзикле должна быть драматургия, а не просто танцы

Театральный бинокль
Утром — «Полит.Ру», вечером — IKEA

Библиотека
Новинка на книжных прилавках Москвы

Аэроплан на светлое будущее

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100