NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВЫХОД ИЗ «МЕТРО»
Александр ЖУРБИН: «В мюзикле должна быть драматургия, а не просто коллективные танцы под музыку»
       
(Фото — PhotoXPress)
     
       
Автору первой российской рок-оперы «Орфей и Эвридика» и многих популярных мелодий композитору Александру Журбину исполнилось 60 лет. В октябре неутомимый юбиляр открывает в Москве свой фестиваль — еще один повод поговорить с ним о музыке и о жизни.
       
       — Юбилей — это повод подводить итоги и говорить о планах.
       — Действительно, круглые даты наводят на мысль, что сделано, как прожито и насколько достойно я выполняю то, что мне поручено. Мое любимое выражение: если у тебя есть дар, то это поручение свыше и его надо выполнять. Если человек плохо его выполняет, то следует наказание, а если человек старается максимально его реализовать, то Бог к нему относится хорошо. Я старался, особенно в последнее время.
       Разумеется, кое-что и не удалось и еще есть о чем мечтать. С детства у меня была некая программа. В 20 лет я наметил произведения, которые хотел бы написать. Оглядываясь сейчас назад, вижу, что почти все написал, но еще кое-что осталось. Сейчас, например, закончил мюзикл, из суеверия не скажу какой. Скажу только, что очень большой. Вслед за ним у меня уже стоят в плане две работы: одно либретто уже готово, другое готовится. Сейчас у меня три симфонии, а я хочу, чтобы их было четыре, а в идеале пять. У меня сейчас несколько киноработ. Например, в данный момент на «Ленфильме» запускается 8-серийный фильм, не буду говорить название, скажу только, что режиссер Эрнест Ясан, тот, с кем я работал в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Мы с ним делали еще пару работ. Через 18 лет он заказал мне музыку к своему новому фильму.
       — Среди собственных работ есть любимые и нелюбимые?
       — Есть расхожее выражение: произведения — это как дети. Действительно, все свои песни, симфонии, оперы, мюзиклы я родил. Любимые работы из театральных — «Биндюжник и король» по Бабелю, люблю «Чайку», очень люблю недавнюю работу «Униженные и оскорбленные», очень люблю рок-оперу «Фьоренца» по новелле Томаса Манна. Мне также нравятся мой скрипичный квартет и мой фортепьянный квинтет, все это будет исполняться на фестивале, который состоится с 14 по 26 октября. Что касается песен, то обычно мне нравятся последние работы. Сейчас я люблю «Тучи в голубом» и «Гости съезжались на дачу».
       — Вы же отец русского мюзикла…
       — Иногда даже говорят, что я не отец его, а дедушка.
       — Чем объясняется мода на мюзиклы?
       — Я начинал в середине 70-х, в так называемую глухую пору листопада (строчка из стихотворения Пастернака), когда и речи не было ни о каких мюзиклах. Дело в том, что мюзикл — это шикарное развлечение, развлечение для среднего класса, для того высокого уровня, где есть хорошая музыка, хорошая литература, танцы. Очень многие в России неправильно считают, что мюзикл — это что-то за гранью приличия. Один критик, которого я уважаю, написал, что для русского человека мюзикл — это что-то вроде стриптиза, но только на стриптиз неудобно пойти с женой, а на мюзикл можно. Я с этим категорически не согласен, мюзикл — это очень большое искусство с колоссальными традициями, со своими шедеврами, иногда с очень изысканными, тонкими произведениями, написанными в этом жанре. В России об этом ничего не знают, и многие безапелляционно, нахально судят об этом жанре, ничего в нем не понимая. Я пытаюсь эту лакуну незнания закрыть. Что касается нынешней популярности мюзикла, я этому очень рад, значит, публика созрела. И я уверен, что первоклассный мюзикл сейчас будет идти нарасхват.
       — Какие современные мюзиклы из тех, что шли в России, вам нравятся?
       — Я категорический противник мюзиклов, которые идут в Театре оперетты: «Нотр-Дам», «Метро», «Ромео и Джульетта». Я вообще их мюзиклами не считаю. «Нотр-Дам» — это костюмированный концерт. Один выходит, поет песню, уходит, выходит другой — поет другую песню, потом кто-то потанцует. Нет никакого взаимодействия, никакой драматургии. Это никакого отношения к мюзиклу не имеет. Мюзикл — это спектакль, где есть музыкальная драматургия, где есть интеграция музыкального и словесного текста. Здесь ничего этого нет, все очень примитивно. «Метро» — это просто коллективные танцы под музыку, сюжет глупейший. Что касается «Ромео и Джульетты», по жанру это наиболее близко к мюзиклу (как я его понимаю), но это просто очень слабое произведение и музыкально, и драматургически. Из русских мюзиклов мне, пожалуй, понравился «Норд-Ост». Я считаю, что это была удачная попытка на хорошей русской литературе сделать хороший русский мюзикл. Эти ребята, Васильев и Иващенко, проделали большую работу — изучили, что такое мюзикл, и сделали на русской почве мюзикл вполне международного класса. Но их постигла трагическая судьба: террористический акт на Дубровке…
       — Вы не считаете, что причина неудач многих российских мюзиклов в том, что у российских актеров нет соответствующей школы и необходимого мастерства?
       — Вы правы, к сожалению, российская актерская школа все эти годы не предполагала, что актеры должны уметь петь и танцевать. Артист должен был уметь только «докладывать» свои роли и перевоплощаться. Это хорошо, у России есть своя школа, которая пользуется уважением во всем мире, но, на мой взгляд, это все ужасно устарело. «Зерно роли», «сверхзадачи» — это все ужасный нафталин, это все равно что готовить еду на керогазе. Мне кажется, что нарождается новое поколение артистов. Глядя на новые постановки (не важно, какого качества), на примере «Чикаго», We will rock you, «Иствикские ведьмы», Cats, видишь молодых российских певцов, танцоров, которые уже многое умеют, и это поколение растет и будет расти дальше. Я знаю, что многие курсы в театральных вузах набирают ребят, которые умеют петь и танцевать. Когда приходят девушка или парень, они хорошо выглядят, умеют читать стихи и басню, но не умеют петь и танцевать, им вежливо говорят: «До свидания». Потому что сейчас артист просто обязан петь и танцевать. В Америке Мэрил Стрип, которую все знают как драматическую актрису высшего класса, начинала как артистка мюзик-холла. Такого быть не может, чтобы американский актер вообще не мог петь и танцевать. Например, Ричард Гир, который всегда был так серьезен, в «Чикаго» вдруг шикарно отплясывает и поет. Так должно быть и в России.
       — В последнее время деятели культуры активно участвуют в общественно-политической жизни, подписывают письма… Как вы считаете, деятель культуры должен заниматься политикой?
       — В принципе художник должен иметь свою позицию, он должен как-то относиться к тому, что происходит в стране, — одобрять или возмущаться. Это нормально, так происходит во всем мире; времена, когда художник создавал искусство для искусства, давно прошли. Художник не может быть свободен от современной жизни. Но я категорически против, когда певцы, музыканты, актеры, танцоры проявляют свою активность на партийных слетах, пишут письма в осуждение кого-то. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Если я хочу поддержать какую-то партию, движение, самое простое — дать этой партии денег. Так поступают во всем мире. Например, Барбра Стрейзанд не является членом Демократической партии США, не носит в кармане партбилет, но если она хочет поддержать Клинтона, то дает миллион долларов на его избирательную кампанию. У нас же артисты идут в партию не чтобы дать, а чтобы получить. Он понимает, что, если он вступит в партию имярек, за это ему дадут дачу или дополнительных 10 концертов. Я считаю, что это не мое дело, и никогда этим заниматься не буду. Но я часто выступаю по телевизору в разных ток-шоу и высказываю там свою позицию. Те, кто приглашает меня, примерно знают мою позицию. Я человек демократических взглядов, я долго прожил в Америке и понимаю, что такое свобода. Для меня очень важно высказать свое мнение, но я никогда не подписываю коллективные письма.
       — Есть ли люди, чье мнение о вашем творчестве вам важно?
       — Критика — важнейшая часть жизни для художника. Всегда очень ценно, когда тебе делают правильные замечания. Но очень обидно, когда это делает глупый, необразованный, не разбирающийся в искусстве критик. Безусловно, есть такие люди, к мнению которых я прислушиваюсь. Называть их не буду, чтобы не подумали, что я подлизываюсь, но их крайне мало. У Карамзина был такой принцип: он читал всю критику, но ни на что не отвечал. Хотя иногда трогают за живое, и хочется взяться за перо и ответить.
       
       Ольга ВАЙНШТОК
       
26.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 71
26 сентября 2005 г.

Суд да дело
Страсбург проездом через Амстердама

Юрий Шмидт: Из Ходорковского хотят сделать вечного подсудимого

Эмиссар Совета Европы ответил присяжным раньше президента РФ

Михаила Трепашкина снова поместили в штрафной изолятор

Точка зрения
Юлия Латынина. Что общего между полковником ГРУ Квачковым и Ходорковским

Кавказский узел
Назранский «сахар». В Ингушетии повторяют рязанские «учения»?

Болевая точка
Обращение Ассоциации жерт террористических актов «Матери Беслана»

Навстречу выборам
Кадыровцы организовали демонстрацию

Московский наблюдатель
Партия власти планирует оккупировать здание Мосгордумы

Митинги.Ру
Политическая осень в Воронеже началась с провокаций

«Тушите свет!»
«Су» против ветра

Чтоб Фрадков заплетал косу…

Волобойские вести

Армия
Военкомы клеят мальчиков, или Зачем уклонистов вешают на заборах

Образование
Вперед, на 30 лет назад! В образовании будет проведена реформа в стиле ретро

Власть и деньги
Чистым нальчиком

Экономика
Почему иностранные наблюдатели называют Россию слабым государством с сильными чиновниками?

Что Госдума сделала с бюджетом и ценами на бензин

Бюджетный процесс как синдром левизны в правительстве

Новости компаний
«Газпром» займет двенадцать миллиардов долларов

Уставшие жить на голодном пайке рабочие ОАО «Апатит» готовят забастовку

Специальный репортаж
В Воронежскую область птичий грипп завозили самосвалами

Регионы
Муфтий, «равный патриарху»

Крокодил в чугуне

Мир и мы
Американцы высадились в Королеве

Тупики СНГ
В белорусах проснулся взрывной темперамент

Краiна Мрiй
Леонид Кравчук: У нынешней власти есть хоть какая-то ответственность

Владислав Каськив: Проблема не в том, что «голубые» плохие

Люди
Мошенник из штрафбата. Благодаря выстрелу в спину он стал заслуженным деятелем искусств

Исторический факт
Вечевые ценности. Черновик учебника другой России

Наука
Лет через пятнадцать «генетический ремонт» превратится в обычную процедуру

За рулем
В автомобильном заторе водитель может… раствориться

Через десять лет в Москве будет пять миллионов автомобилей

Спорт
Динара Сафина: Дедовщины у нас с Маратом никогда не было

Павел Дацюк улетел в Америку

Хайдар Алханов: Вылет «Терека» из Премьер-лиги накануне выборов очень нежелателен для Чечни

Музыкальная жизнь
«Корни» и попKORN российского шоу-бизнеса

Свидание
Александр Журбин: В мюзикле должна быть драматургия, а не просто танцы

Театральный бинокль
Утром — «Полит.Ру», вечером — IKEA

Библиотека
Новинка на книжных прилавках Москвы

Аэроплан на светлое будущее

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100