NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

АЭРОПЛАН НА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Анатолий Головков. «Воздухоплаватель». М.: «Изографъ», 2005
       
       
На шестидесятилетие Анатолия Головкова, шумно отпразднованное друзьями в Доме журналиста, юбиляр не только принимал подарки, но и раздавал их. Точнехонько ко дню рождения в издательстве «Изографъ» вышел из печати его роман «Воздухоплаватель». Юбилей оказался совмещенным с презентацией, и каждый из приглашенных получил по экземпляру толстой книги. На этом, собственно, ритуал презентации и завершился. Говорили много. Вспоминали дерзкие статьи Анатолия Головкова в перестроечном «Огоньке», рассуждали о тех надеждах, которые тогда связывали с освободившейся прессой, сетовали на то, что Головков ушел из журналистики в кинодраматургию, пели его песни. Про книгу же словно забыли — да ее еще никто толком и не прочел.
       Но даже если бы и прочли, мне кажется, многих собравшихся роман просто озадачил бы — настолько не похож он на то, что должно выйти из-под пера опытного журналиста, расставшегося с этой профессией.
       То, что журналисту надоедает мотаться по командировкам, заниматься расследованиями, писать репортажи и он норовит накопленный материал и жизненный опыт реализовать в прозе или драматургии, — это дело обычное. Да и кто тут различит, что первично, а что вторично? Журналист ли становится писателем или писатель занимается журналистикой (иногда вынужденно)? Напиши Головков хоть бытовой, хоть гротескный роман, в котором действовали бы наши современники, расскажи он о нравах столичной журналистики, байки из киношной и тележизни, выведи под прозрачными (или не очень) именами своих друзей и недругов — никто бы и не удивился.
       Головков же написал книгу в том жанре, дебютировать в котором принято в молодости: фантастический роман. Конечно, это не опыт в духе фантастики 60—70-х с прилагательным «научная», верой в технический прогресс и представлениями о строгой закономерности истории. Роман Головкова настоен на исторических разочарованиях девяностых, увлечении мистическими практиками Востока, а вседозволенность постмодернизма подарила автору свободу обращения с литературными источниками. Так, московские похождения группы эсеров начала ХХ века, оживленные главным героем с целью корректировки истории России XXI века, будят ассоциации с булгаковскими героями, несколько раньше посетившими Москву; говорящая собака Ванхапара, шутя превращающая в свиней своих преследователей, соперничает с котом Бегемотом; бессмысленная активность отряда корректировщиков оспаривает высокие задачи прогрессоров из романов Стругацких, а ожившие персонажи начала века — убийца Столыпина Богров, убийца великого князя Иван Каляев, знаменитый Борис Савинков, дочь якутского губернатора Татьяна Леонтьева, планировавшая застрелить императора на великосветском балу, — заставляют вспомнить скандалы вокруг сорокинских клонов.
       Источники не затушевываются, а вводятся открыто. Читателю полагается их узнавать, чтобы принять участие в предложенной автором игре. Вообще известная начитанность и осведомленность о собственной истории необходима читателю этой книги, наводненной подлинными историческими персонажами: из столкновения реальных судеб и гротескового их преломления часто и возникает художественный эффект.
       Ну, например, одержимый манией цареубийства Борис Савинков финансирует в начале ХХ века строительство аэроплана, способного поднять бомбу и долететь из-под Мюнхена, где находится ангар конструктора Максима Ландо, до Царского Села. Аэроплан построен, знаменитый эсер сам садится за штурвал, готовый пожертвовать собой ради чаемого перелома истории, но вместо путешествия в пространстве ему суждено перемещаться по волнам времени, пока череду приключений знаменитого авантюриста не прерывает случайное приземление в каких-то горах, где его окружают с ругательствами бородатые люди в пятнистой форме. Встреча «отца террора» с его современным последователем — бородатым чеченским бригадным генералом — сулит массу комических эффектов, и автор, разумеется, их использует.
       Самая уязвимая сторона романа — та серьезность, с какой автор счел нужным мотивировать скитания героев по времени, прибегнув к объяснению в духе бесчисленных фантастических романов, эксплуатирующих тему «машины времени». Правда, вместо гениального изобретателя, демонстрирующего невиданную конструкцию с кнопками, рычагами и туманным объяснением принципа работы, является сам бог Ормазд, отважно прописанный автором в недавно открытом нашими археологами Аркаиме, а мешает ему, естественно, Ариман. Головков замахивается слишком широко, ему хочется вместить в повествование все вечные вопросы: свет и тьма, смерть и бессмертие, любовь и предательство, свобода и справедливость. И еще ответить на вопросы о смысле русской истории. Это перегружает достаточно хрупкую конструкцию фантастического романа.
       Что же касается истории, то вся запутанность и фантасмагоричность приключений персонажей вскрывает ясную и простую мысль: страну нашу преследуют исторические неудачи. После неудачи принудительного коммунизма следует неудача нового феодализма. Однако лекари — революционеры они, террористы или корректировщики истории, наделенные неслыханным могуществом, — желая лучшего, каждый раз усугубляют ее несчастное положение. Без вмешательства Аримана здесь не обходится.
       Однако художественное произведение — не сумма идей, которую хочет внушить или доказать писатель. Это действие, приключение, игра, характеры, положения, чувства и мысли персонажей, человеческих сущностей, зажатых в тисках повторяющегося времени. И тут у Головкова напридумано немало любопытного и нетривиального, что и заставляет читать роман с неослабевающим интересом.
       Кончается роман сценой потопа, поразившего Москву в 2006 году, и когда я смотрела телерепортажи из затопленного Нового Орлеана, то не могла отделаться от мысли, что описание всего этого кошмара я только что читала. Авось не сбудется.
       
       Алла ЛАТЫНИНА
       
26.09.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 71
26 сентября 2005 г.

Суд да дело
Страсбург проездом через Амстердама

Юрий Шмидт: Из Ходорковского хотят сделать вечного подсудимого

Эмиссар Совета Европы ответил присяжным раньше президента РФ

Михаила Трепашкина снова поместили в штрафной изолятор

Точка зрения
Юлия Латынина. Что общего между полковником ГРУ Квачковым и Ходорковским

Кавказский узел
Назранский «сахар». В Ингушетии повторяют рязанские «учения»?

Болевая точка
Обращение Ассоциации жерт террористических актов «Матери Беслана»

Навстречу выборам
Кадыровцы организовали демонстрацию

Московский наблюдатель
Партия власти планирует оккупировать здание Мосгордумы

Митинги.Ру
Политическая осень в Воронеже началась с провокаций

«Тушите свет!»
«Су» против ветра

Чтоб Фрадков заплетал косу…

Волобойские вести

Армия
Военкомы клеят мальчиков, или Зачем уклонистов вешают на заборах

Образование
Вперед, на 30 лет назад! В образовании будет проведена реформа в стиле ретро

Власть и деньги
Чистым нальчиком

Экономика
Почему иностранные наблюдатели называют Россию слабым государством с сильными чиновниками?

Что Госдума сделала с бюджетом и ценами на бензин

Бюджетный процесс как синдром левизны в правительстве

Новости компаний
«Газпром» займет двенадцать миллиардов долларов

Уставшие жить на голодном пайке рабочие ОАО «Апатит» готовят забастовку

Специальный репортаж
В Воронежскую область птичий грипп завозили самосвалами

Регионы
Муфтий, «равный патриарху»

Крокодил в чугуне

Мир и мы
Американцы высадились в Королеве

Тупики СНГ
В белорусах проснулся взрывной темперамент

Краiна Мрiй
Леонид Кравчук: У нынешней власти есть хоть какая-то ответственность

Владислав Каськив: Проблема не в том, что «голубые» плохие

Люди
Мошенник из штрафбата. Благодаря выстрелу в спину он стал заслуженным деятелем искусств

Исторический факт
Вечевые ценности. Черновик учебника другой России

Наука
Лет через пятнадцать «генетический ремонт» превратится в обычную процедуру

За рулем
В автомобильном заторе водитель может… раствориться

Через десять лет в Москве будет пять миллионов автомобилей

Спорт
Динара Сафина: Дедовщины у нас с Маратом никогда не было

Павел Дацюк улетел в Америку

Хайдар Алханов: Вылет «Терека» из Премьер-лиги накануне выборов очень нежелателен для Чечни

Музыкальная жизнь
«Корни» и попKORN российского шоу-бизнеса

Свидание
Александр Журбин: В мюзикле должна быть драматургия, а не просто танцы

Театральный бинокль
Утром — «Полит.Ру», вечером — IKEA

Библиотека
Новинка на книжных прилавках Москвы

Аэроплан на светлое будущее

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100