NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РЕПОРТАЖ О ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ
Пьесы «НОВОЙ ДРАМЫ»-2005: где кончается документ?
       
Театр "Парафраз": "Околесица". (Фото — newdrama.ru)
    
       
Еще неведомых (или почти неведомых) миру пьес, сыгранных и прочитанных на «Новой драме»-2005, — очень, очень, очень много. Среди них британские, германские, латышские, болгарские, армянские, американские, польские тексты. А уж нашим имя — легион.
       Меньше всего текстов, похожих на пьесу как таковую.
       В сравнении с продвинутыми сестрами по разуму родовое отличие пьесы выступает четко. В ней какие-то смыслы современности (то бишь жизни в ощущении, данном именно нам) пойманы в прочную художественную структуру. Оттого и не рассеиваются в пространстве. А драматург — это человек, умеющий (по нашим временам — и желающий) такие структуры строить.
       
       
Вот фантасмагорический «Лунопат» Максима Курочкина, где сюжетный прием чуть напоминает о булгаковском «Иване Васильевиче». Друг другу чудятся и даже перемещаются из Парижа XVII века в Москву XXI поэт де Бержерак, Савиний-Сирано-Эркюль (не ростановский и даже на автора своих мазаринад и писем не очень похожий, вздорный, изнемогающий от прозрений на 300 лет вперед и глухоты современников… но кто ж будет слушать литератора-неудачника?) — и обалдевший от медийных скоростей литератор Чижевский.
       В отличие от «Ивана Васильевича» ни о самозванстве, ни об искушении уйти в иной век речь не идет. Все это решительно не нужно Чижевскому — и здесь самая печальная тема пьесы. «Раньше я знал, что жизнь возможна только в библиотеке. Сейчас я не верю даже в это. Мир ловил меня и… поймал. <…> У меня сегодня по квартире ходил Сирано де Бержерак. Он ел суп. Я выгнал его и не пожалел об этом. Мне некогда. Если он появится, я снова его выгоню».
       Театральная ловушка защелкнута — на блестящие пружинки реплик.
       Ясное дело, некогда… Торг Чижевского с редакцией на телеграфных скоростях — 2000 или 1600 знаков дадут ему под рецензию (то бишь: страничку формата A4 или страничку А4, от которой еще оторвали на самокрутку) — смешон и точен, как verbatim.
       По Москве-2005 экономические беженцы из библиотек в редакции (и иные офисы) ходят колоннами. Всем некогда. У каждого на совести выгнанный на мороз, полотенцем в форточку призрак того или иного Сирано. Взамен — на скоростях Pentium IV создаются тексты, где ничто никому не интересно.
       «Лунопат» Курочкина точно поймал элегически-циническую интонацию людей, выработанных мороком. Всем им с начала 1990-х так некогда, что они не заметят ни чудес, ни тектонических сдвигов.
       И если, не приведи господи, придется давать репортаж о Всемирном потопе — они успеют с этим в номер и перегонят качественную картинку.
       И если после того им повезет оказаться спецкорами на борту Ковчега — они возьмут эксклюзив у голубя и у Ноя. Но не успеют обдумать (уже и рефлекс утерян) ключевой в данном сюжете вопрос: «За что нам это?!».
       И реципиент уже привык… Самыми интересными текстами на «Новой драме»-2005 кажутся документальные пьесы и близкие им фильмы из проекта «Кинотеатр.doc». Спрос с жанра verbatim не так велик: в фильме «Отпуск по ранению» камера следует за 30-летним спецназовцем-контрактником по аллеям ВВЦ — через одуряющую пестроту гулянья, мимо самоварного золота фонтана «Дружба народов», сквозь облака сахарной ваты. Потом — в ЦПКиО 9 Мая, в казармы, где принимают присягу, в оружейную лавку, где герой умело проверяет бронежилеты.
       И в этой реальности мерещится что-то очень значительное, путь нации и эпос века. Зритель то же самое видел и видит… только сказать не может. К сожалению — и драма.doc может далеко не всегда.
       Если судить verbatim по законам, им самим над собой признанным, — отчаянно важной кажется пьеса Елены Исаевой «Записки провинциального врача». Все реально, как спецназовец на ВВЦ: райцентр Камызяк, механизатор Коля, спьяну попавший под свой же трактор, единственная в больнице ржавая пила. Она распадается на полпути. И кость хирургу приходится доламывать руками, формируя правильную культю.
       Коля выживает. Приходит на протезах благодарить. Доктор вспоминает «Записки юного врача» и испытывает то же чувство. Еще б он его не испытывал — руками слепив Коле культю!
       И надо бы, мать-перемать, включить текст Булгакова: какой инструментарий и шкаф немецких хирургических атласов его «юный врач» получил во владение в сельской земской больнице 1915 года.
       Это — не маргинальные домыслы «новой драмы». Пьеса строго документальна.
       
       
В жанре verbatim, как правило, не происходит накопление и возгонка «фактуры», переход ее в художественное вещество. «Где кончается документ, там я начинаю», — говорил Тынянов. Наш документальный театр — при всем благородстве помыслов! — пошел другим путем.
       Все пишется быстро. Но и период полураспада текста короток. И то, что восхищало год и два назад, перестало восхищать.
       После «Новой драмы»-2004 весь год вспоминаю фрагмент из пьесы Ольги Дарфи «PR». Там беседе в технике verbatim подвергались не провинциальные врачи, а столичные пиарщики.
       А тема, по сути, у двух verbatim'ов одна. Новая Россия.
       «Тимофей: У людей была возможность соткать новый мир, а они — чижика съели. Вот это история про политтехнологов…
       Оля: А сейчас есть эта возможность?
       Тимофей: Она еще сохраняется… отчасти, а там посмотрим. Но чижиков нажрались, мама не горюй!
       Оля: А вы думаете, реально можно было сделать новый мир?
       Тимофей: Конечно! Страна была гуттаперчевая! Страна была гуттаперчевая, и из нее можно было сделать все, что угодно…».
       Но поразительно точный (на мой взгляд) речевой материал так и остался материалом: эпоха, сделавшая принцип «мне некогда!» паролем хорошего тона, снимает сам вопрос о шлифовке текста. Поэтому и пьеса осталась фестивальным артефактом 2004 года. На «НД»-2005 Ольга Дарфи (при участии Галины Синькиной) представила уже новый verbatim «Мозаика» — беседу с боевым офицером (патриотом, потомственным казаком и правнуком георгиевского кавалера). Вестимо — о Чечне.
       Это «вестимо» — не беглая бестактность. Мы писали несколько раньше о спектакле Михаила Угарова и Руслана Маликова «Сентябрь.doc». Verbatim по материалам форумов и чатов Рунета в дни Беслана, документ тлеющей от Сахалина до Строгино национальной розни оказался одним из важнейших событий «Новой драмы»-2005. Но спектакль этот идет вне конкурса.
       Боюсь: потому что выстроенность этого текста значительно превосходит «тематические аналоги». А пьес о войне, Чечне и власти на «Новой драме»-2005 оказалось очень много. Ежели прибавить к программе вышедший в сентябре и присутствующий в ЦиМе этих дней сборник пьес «Путин.doc», этот «узел тем» (власть, война, Чечня, национальная рознь) по частотности превосходит все прочие.
       В трудолюбивом (и даже сметливом) обилии наскоро состряпанных гражданских скорбей тонут подлинные свидетельства (помимо «Сентябрь.doc» назовем «Осколочную повесть» Германа Садулаева). Есть скверное подозрение: эти темы становятся брендом.
       Об этих текстах и спектаклях — подробно в следующем номере.
       
       
Но один спектакль в жанре verbatim публику восхитил. И, думаю, стал главным открытием «Новой драмы»-2005. Московский режиссер Дамир Салимзянов сделал свою «Околесицу» с актерами театра «Парафраз» из Глазова, уездного города в Удмуртии.
       Актеров назовем по именам: Елена Кондратьева, Игорь Павлов, Дмитрий Исаев, Владимир Дерендяев. Полуторачасовой документальный спектакль прост: жителей города расспрашивали на улицах, что они думают о жизни. Темы: свадьба и Новый год. Но праздник — зеркало будней.
       Чуть сутулая, светловолосая Невеста — в пестрых, как у Курочки Рябы, хлопчатобумажных колготах и обрезанных резиновых сапогах. Ядовито-зеленая капроновая фата влачится за ней по сцене. Елена Кондратьева играет всю женскую часть народонаселения сразу. И ту, которой романтики хочется, как в индийском кино. И ту, которая на своей свадьбе запомнила только рев четырех холодильников, свезенных к маме на кухню от всей родни (гуляли-то двести душ!).
       И ту, у которой сосед все крадет с огорода помидоры и укроп, а она с тихой гордостью говорит: «Я с того не обеднею…». И Невесту, изумленную пособием по технике секса (для младших классов, в картинках), привезенным из столиц. И явно пьяную Куклу на капоте свадебной «Волги». Жалость, терпение, тайная опохмелка, неизносимая рассудительность — и образ уездной клоунессы готов.
       Там есть еще Доктор в розовой рубахе под халатом, с роскошным парчовым галстуком и в домодельных валенках. Он же — работник загса с казенным двухкассетным магнитофоном 1970-х (по залу Центра Мейерхольда стон прошел, когда выволокли этот агрегат). И жидковатый, угрюмый Жених в голубой пижаме с красной гвоздикой на груди.
       На сцену вытаскивают засохшую елку с забытым розовым шаром. Все деловито едят праздничный салат оливье из десятилитрового голубого таза. Говорят, как мечтали о кремлевской елке. Кротко замечают: «Под часы с кукушкой и я б желание загадал. А под куранты — это уж пусть москвичи…».
       Кукушка ли, куранты — зал цветет радостью узнавания, когда сорокалетний Жених перечисляет, что клали в новогодний подарок: обязательно мандарин — один… «Раковые шейки» — пять штук… «несколько невкусных шоколадных конфет» (общий стон: «Весной», «Васильком», «Ласточкой» в профкомовских подарках причащалась вся страна, в них-то и спрятана наша национальная идентичность).
       «И две очень вкусные: «Мишка на Севере» и «Красная Шапочка». Еще мог быть «Грильяж». Но это уж — кому как повезет».
       Они крест-накрест обвязаны старыми оренбургскими платками, они носят пестрые детские варежки на резинках. Свежи и обаятельны, как Гришковец при дебюте.
       И вот поди ж ты: средний возраст зрителя «Новой драмы» — 25 лет (подсчитано социологами по заказу Nescafe Gold, спонсора феста — наряду со Сбербанком России). Все молодая, студенческая, офисная Москва. А героев «Околесицы» принимала, как родных.
       Но, судя по данным фестивального проекта «Зритель с нами», Москва до 25 лет идет на социальный театр.
       …А в г. Глазове спектакль «Околесица» театра «Парафраз» не очень популярен: «Это мы и так каждый день видим-слышим». В Глазове ходят на «Шекспира в костюмах». Еще ходят на комедию «Слишком женатый таксист». 122-й закон (в частности об отнятии льгот у деятелей культуры, работающих на селе и в малых городах) цветет, бюджетная реформа на марше: театр «Парафраз» — под угрозой потери помещения.
       Новые времена — новые сюжетные повороты. Могу вообразить быструю карьеру «Околесицы», клубные программы в жанре stand up comedy, даже глянцевую моду на эту глазовскую клоунаду а-ля Феллини, с варежками на резинках.
       Вполне возможно и быстрое окостенение бренда: это многих славный путь. Никак не пойму: желать им всего этого или не желать?
       
       P.S. О тенденциях и итогах «Новой драмы»-2005 — в следующем номере.
       
       Елена ДЬЯКОВА, обозреватель «Новой»
       
03.10.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 73
3 октября 2005 г.

Отдельный разговор
65 руководящих постов в 30 основных федеральных госструктурах занимают чиновники из Санкт-Петербурга

Уголовные дела, в которых упоминался Владимир Путин, объясняют кадровую политику президента

Список «Антифорбс». Первые лица России и уголовные дела, в связи с которыми они упоминались

Расследования
Крупнейшие госкомпании существуют только на бумаге. Как же они тогда платят налоги?

Суд да дело
По факту благовещенских зачисток осудили участкового

Уникальный случай: обвиненные в терроризме студенты полностью оправданы Верховным судом Чеченской Республики

Что такое смертная казнь «по умолчанию»

Подробности
Бывшие ракетчики продолжают борьбу за обещанные квартиры более традиционным российским способом

Митинги.Ру
Крестьяне протестуют против отъема земли

Цена закона
Приказ Минздрава поставил непроходимые препятствия между больными и лекарствами

Финансы
Михаил Веллер. Почему наш Стабилизационный фонд в Америке?

Точка зрения
Юлия Латынина. Почему в США не существует телемостов «народ – президент»

Павел Фельгенгауэр. Наши генералы не огорчаются падению самолета

Власть и люди
Нация набрала немного совести. Утверждены первые 42 члена Общественной палаты

Россия-2008
Партия третьей возможности. России вновь нужны кадеты

Навстречу выборам
Бунимович как информационный повод

Вместо выборов
Президент Чувашии отыскал безукоризненного главу правительства

Регионы
Милицейские начальники пьянствуют и дерутся

Наградной отдел
В Воронеже нашли новое применение знаменитому имени

Специальный репортаж
…И началось минное время. Маленький Таджикистан упрямо борется с последствиями войны

Краiна Мрiй
Бывший премьер-министр Украины готовится к зажигательной борьбе за места в новом парламенте

Инострания
Германию торопят с введением биометрических паспортов

Исторический факт
В октябре 93-го люди всё ещё были готовы «защищаить демократию»

Сталин отбросил щит. Новые подробности о пакте Риббентропа–Молотова

Проспект Медиа
Легенда вернулась. В продаже появился сатирический журнал «Крокодил»

Наши даты
Владимир Ланцберг ушел. Наверное, туда, откуда приходили его песни

Милосердие
Сухая попа. О памперсе как символе милосердия

Спорт
Фетисов хочет в Лигу наций

Наши баскетболисты вернулись с чемпионата Европы

Библиотека
Евгений Блажеевский взял на себя функцию целой генерации

Свидание
Михаил Шишкин: Задача — создать свой русский литературный язык

Марлен Хуциев: Время само проступает на экране

Кинобудка
Всеми фибрами наших чемоданов…

Театральный бинокль
Репортаж о всемирном потопе

Медицина
Пиявки могут припасть к вашим ногам

Реакция
Редакция приносит извинения Алишеру Усманову

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100