NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

БУНТ НА КОЛЕСАХ
4000 автомобилей перекрыли улицы Владивостока
       
Владивосток, 8 октября.
    
       
Ситуацию в Приморском крае можно было бы назвать напряженной. Только поздно уже, когда на митинг выезжает колонна из четырех тысяч автомобилей, владельцы которых не то что игнорируют сотрудников ГАИ, а посылают их в выражениях, несовместимых с цензурой, и обещают разобраться (физически), если «гайцы» будут мешать проведению митинга. Эти люди собираются выходить на улицы и впредь — по любому поводу. И даже без него. Похоже, целью протеста на Дальнем Востоке становится сам протест.
       
       Справка «Новой»
       Движение «Свобода выбора» объединяет автомобилистов, которые борются за свои экономические права и выступают против роста цен на бензин, тарифов ОСАГО и отмены правого руля. Дальневосточное отделение — одно из самых сильных, оно даже зарегистрировано как самостоятельная общественная организация. Опыт проведения акций протеста у свободовыборцев уже есть — две такие акции прошли 19 мая, которое считается днем рождения движения, и 30 июля 2005 года.
       После чего его руководитель был приглашен на собеседование в администрацию президента. (См. «Новую» № 53).
       
       
Акция автомобилистов под эгидой общественного движения «Свобода выбора» проходила во Владивостоке не в первый раз и не во второй (см. справку). Но в субботу 8 октября даже организаторы были шокированы ее масштабом: вместо сотен на улицу выехали тысячи.
       При этом события начали разворачиваться за день до назначенной даты. Еще в пятницу возле здания краевой таможни собрались две-три сотни авто, владельцы которых пытались получить внятные разъяснения по поводу свежевведенной системы растаможки машин. Водители непрерывно сигналили. Требовали появления начальства. Начальство так и не явилось. А гаишники и ППС вели себя лояльно, многие даже подмаргивали фарами — в знак солидарности.
       В субботу все было жестче. Количество демонстрантов росло по нехитрому принципу снежного кома. Каждый, кто проезжал мимо, прочитав плакаты, присоединялся к колонне. Клаксоны работали в режиме нон-стоп.
       Естественно, сотрудники ГАИ попытались прекратить это «безобразие». Но у них ничего не вышло. «Тормозят «гайцы» человека, пытаются отобрать права, — рассказывает один из лидеров дальневосточного отделения «Свободы выбора» Сергей Белов. — И тут же оказываются в кольце двух-трех сотен очень нервных людей, которые, заглядывая в глаза, требуют вернуть права владельцу. Гаишник: «СОБР вызову!». Ему радостно: «Давай! Оглянись только!». Но это еще не главное. Среди участников демонстрации оказались сочувствующие «люди в штатском», которые при особо жестком наезде гаишников мгновенно доставали корочки* и обещали инспекторов «ваще посадить». «Гайцы» отступили».
       Через некоторое время на место событий прибыл глава краевой ГАИ Оборин. Посмотрел на все и быстренько ретировался. Глава городской ГАИ Николай Старинец, напротив, был решителен. Он даже выдернул у одного из участников акции ключ из замка (так обычно бандиты делают), но остановить акцию было уже невозможно.
       Часть демонстрантов выехали на встречную полосу. «Встречка не жаловалась, — делится подробностями Сергей Белов. — Наоборот, тоже начали сигналить. Только одного человека пропустили — он сына в больницу вез».
       Приморский край — один из самых многострадальных регионов России. Несколько лет назад местной хронической болезнью считались непрерывные веерные отключения электроэнергии и теплоснабжения. Сейчас краевые власти вроде как обеспечили людей теплом и светом, однако наслаждаться этими прелестями цивилизации могут преимущественно люди обеспеченные. Пример: отопление одного квадратного метра жилплощади в Находке обходится гражданам в 68 рублей в месяц, а тех, кто не в состоянии платить, выселяют прямо на улицу, в полном соответствии с духом и буквой нового Жилищного кодекса. «Монетизация» добавила радости, цены на бензин подняли градус недовольства еще выше… Нужен был только повод.
       У социальной напряженности в Приморье есть своя специфика — автомобильная. Торговля подержанными иномарками, преимущественно японскими, может здесь считаться одним из главных источников существования, а сами праворульные «японки» — практически единственным средством передвижения. Поэтому периодически провозглашаемые федеральными чиновниками инициативы о запрете автомобилей с правым рулем воспринимаются здесь едва ли не как попытки геноцида краевого масштаба. А теперь ровно так же трактуются и любые попытки государства заняться регулированием автомобильного рынка.
       Поводом для пятничных событий послужило то, что местная таможенная служба вывесила так называемый мини-каталог, регламентирующий правила растаможки машин. Если раньше человек сам декларировал цену автомобиля, исходя из технических характеристик, то теперь отправной точкой будет цена в японских каталогах.
       Не будем сейчас обсуждать экономическую целесообразность такого решения — куда важнее оказалась стилистика его воплощения в жизнь. Все произошло внезапно: таможенники не предупредили, что будут менять правила игры, и не разъяснили, какими все-таки будут цены. Бизнес встал: растаможка, а с ней и торговля прекратились. Не обошлось без жертв: бизнесмен, пригнавший 40 грузовиков, не смог их растаможить и покончил жизнь самоубийством. В итоге народ решил добиваться разъяснений силовым способом. Но есть еще и дополнительные «нюансы».
       Изначально субботняя акция была посвящена росту цен на бензин, но куда больше автолюбителей задела непонятная ситуация, возникшая после прямого эфира с президентом. Напомним, что Путин вроде как пообещал не отменять правый руль, но почему-то вдруг вспомнил историю гибели алтайского губернатора Евдокимова, дав понять, что и здесь якобы именно неправильный руль во всем и виноват. А некоторое время спустя глава федеральной ГАИ генерал Кирьянов выступил с заявлением, смысл которого: правый руль таит в себе реальную угрозу и его надо запретить. При этом все прекрасно понимают, что ветер перемен создают олигархи, владеющие российским автопромом, не выдерживающим конкуренции.
       Словом, людей на Дальнем Востоке просто достали. И они уже поменяли лозунги на силовые методы противостояния. И в субботу митингующие руками раскачивали машины гаишников, не желавших возвращать экспроприированные права. И хорошо, что СОБР в итоге никто так и не вызвал...
       Инцидент не исчерпан, потому что успех окрыляет. Народ во Владивостоке ждет, когда поднимутся Сибирь и Москва. А не поднимутся — без них обойдутся. «Новая» будет следить за развитием событий.
       
       *
Все это наталкивает на двусмысленные предположения. Известно, что таможенные терминалы в Находке крышуют сотрудники спецслужб и нововведения затронули не только интересы обычных граждан, но и благополучие «серых» дилеров. (Не автомобилистов вина в том, что в «серой» зоне находится больше половины отечественной экономики, торговля иномарками в том числе, это — проблема правительства.) И то, что крышевики потихоньку учатся использовать народный протест в своих интересах, не может не вызывать опасений.
       
       Юлия МАРТОВАЛИЕВА
      
       
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
       
       
В Москве пока соблюдают режим
       Предыдущие акции «Свободы выбора» были всероссийскими. На этот раз инициативу дальневосточного отделения в Москве не поддержали — на улицы никто не выехал. О причинах этой ситуации корреспонденту «Новой» рассказал лидер движения Вячеслав ЛЫСАКОВ:
       — Московские водители на улицы не вышли, поскольку после проведенных акций 19 мая и 30 июля силовые структуры взяли на заметку движение «Свобода выбора» и недвусмысленно намекнули, что будет дан приказ на силовой разгон демонстрации. Москва — по сути режимный город, половина дорог в котором — спецтрассы, контролируемые ФСО. Таким образом, организовать и провести спонтанную акцию, подобную приморской, без серьезных последствий было бы сложно.
       Актив московской «Свободы выбора» сейчас осуществляет информационную поддержку действий наших приморских товарищей. Проводится последовательная работа с ведомствами, деятельность которых так или иначе касается интересов автомобилистов. В частности, в администрацию президента направлено письмо на имя замруководителя Суркова относительно высказываний главы российского ГАИ Кирьянова, в очередной раз озвучившего инициативу по запрету праворульных автомобилей в России вопреки недавним словам президента.
       
       
10.10.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 75
10 октября 2005 г.

Специальный репортаж
В Республике Тува даже дети промышляют коноплей

Подробности
В «Открытую Россию» постучали. ОМОН против образовательных программ

Для адвоката Ходорковского сделают исключение

Суд да дело
Обвиняемых в убийстве трех мирных жителей Чечни оправдали. Повторно

Реакция
Дело «Курска». Личные счеты истца

Армия
Служить будут все. Долго и бесплатно

До начала массовой мобилизации молодежи осталось не больше двух лет

Военный гарнизон в Дорожном. Караулы будет разводить Шамиль Басаев?

Сколько придется убить ягнят, чтобы обеспечить генералов папахами?

Первые лица
Подготовка ко дню рождения президента в родном городе проходила в обстановке строгой секретности

Точка зрения
Алексей Полухин: Чиновники и политики наконец заговорили

Юлия Латынина: Некомпетентные органы — именно они правят Россией

Михаил Федотов. Кого представляют 42 члена Общественной палаты

«Тушите свет!»
Нефть в обмен на слепоту

Будка собкора

Волобойские вести

Митинги.Ру
Работники омской «скорой» грозят голодовкой

Бунт на колесах. 4000 автомобилей перекрыли улицы Владивостока

За рулем
Водителю, не пропустившему маму с коляской на «зебре», грозит штраф — 50 рублей

Общество
С кем воюют кубанские казаки?

Лиза Умарова: Буду петь скинам

Навстречу выборам
Конституционный суд рассмотрит право граждан агитировать против власти

«Паровоз», который втащит «Единую Россию» в Гордуму, сам окажется в тупике

Инострания
Европа выбрала нового комиссара

Экономика
Объем американских инвестиций в Россию будет возрастать

Регионы
Ижевские транспортники от бедности вышли в космос

В Саратове почти год не платят опекунские пособия

Отдельный разговор
Как продать свой ум и мысли?

Дипломы пишут как сказки

Сертификат пригодности. Карьера начинается не с вуза, а с его имени

Средний размер заработной платы выпускников вузов Москвы

Московский наблюдатель
Чьи движения будет повторять искусственная рука Москвы?

Проспект Медиа
Александр Орджоникидзе: Как развивать канал, мы еще посмотрим…

Кто стоит за покупкой «Московских новостей»?

Обнаружилась нехватка телеперсон

Четвертая власть
«Серебряный камертон» — конкурс для PR- и пресс-служб организаций и предприятий

Исторический факт
Как Владимир стал Солнышком. Черновик учебника другой истории России. Глава II

«Стародум» Станислава Рассадина
Урок элитературы. Наша «элита» живет по законам пародии

Культурный слой
Олег Басилашвили об отношениях власти и деятелей культуры

Наградной отдел
Нобелевский комитет назвал имена ученых, которые разделят премию в естественно-научных номинациях

Свидание
Космический странник Сергей Крикалев возвращается на Землю. Интервью с орбиты

Спорт
Кремль для лица. В Москву приехали звезды мирового тенниса

Егор Титов до и после игры с Люксембургом

Библиотека
Маленький человек — не только герой русской литературы, но и ее читатель

«Рок на Павелецкой». Часть II

Кинобудка
Открывается XXV фестиваль ВГИКа

Медицина
Как не выкинуть коленце

К сведению…
В Лондоне назвали лучшие спиртные напитки мира

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100