NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЮНОСТЬ НИКИТЫ
Как у молодого Михалкова обломился курортный роман и был зарублен диплом во ВГИКе
       
Во время съемок картины "Дуня и Никита". В центре — Никита Михалков с Дуней. Крайний справа — Игорь Клебанов. 1965 год.
    
       
Завершался, кажется, девятый «Кинотавр». В нашем жюри, возглавляемом Рустамом Ибрагимбековым, со мной работали Павел Чухрай, Елена Сафонова, Александр Михайлов, Ингеборга Дапкунайте, Петр Шепотинник. В последние дни форума прилетел Никита Михалков, он и вручил Гран-при Вадиму Абдрашитову за «Время танцора».
       И вот участники фестиваля «шумною толпою» возвращаются в Москву чартерным рейсом. Мы с Никитой боялись, что самолет потеряет равновесие, поскольку в хвосте собрался практически весь салон. Молодые кинематографисты слушали наш рассказ о съемках дипломной картины «А я уезжаю домой». Это был флэш-бэк нашей юности…
       
       
Наши отцы работали вместе, папа был редактором Сергея Михалкова на ряде картин. Помню, Никита принес сценарий, советовался с моим отцом. История про то, как наш разведчик попал в стан немцев. Прошло время, и эта история, но уже на фоне Гражданской войны, превратилась в фильм «Свой среди чужих…»
       Мы же познакомились в 65-м на съемках картины «Не самый удачный день». Рабочее название «Дунечка и Никита», в основе — автобиографическая повесть Юлиана Семенова. Прототипы героев: дочь Юлиана Дуня и Никита Михалков (и в фильме, и в реальности — студент актерского факультета).
       У меня была творческая ассистентская практика. А поскольку до поступления во ВГИК я работал в фотоцехе студии Горького, то и на практику пошел на свою студию.
       Студент Никита Михалков был уже знаменитым артистом, за плечами — и «Приключения Кроша», и «Перекличка», и «Я шагаю по Москве». В тот же год он решился перейти из Щукинского училища во ВГИК на режиссерский факультет и осенью стал студентом второго курса в мастерской Ромма. Знакомство наше с Никитой продолжилось во ВГИКе, и возникло желание вместе снимать учебные работы. Я учился в мастерской Леонида Васильевича Косматова, личным педагогом был Валерий Гинзбург — известный оператор, работавший с Кулиджановым, Шукшиным, Аскольдовым, кстати, родной брат Галича.
       «Человек я во ВГИКе новый, — сказал Никита, — я готов сотрудничать с тобой. Но, извини, чтобы не покупать кота в мешке, покажи свои работы». Посмотрел мои авторские этюды, и мы ударили по рукам. Первым был немой этюд. Безумно сложное задание. Никита написал сценарий «Вещи». Героиню, пятилетнюю девочку, мы нашли в детской парикмахерской на Арбате. В одной из комнат квартиры Сергея Владимировича Михалкова на улице Воровского устроили павильон. Наталья Петровна, к счастью, в это время где-то отдыхала. В течение недели снимали десятиминутный этюд. В соседней комнате группа Андрона Кончаловского обсуждала будущий проект кинокартины «Дворянское гнездо».
       Работа наша получила одобрение не только педагогов, но и вгиковцев. А для меня открывался по-новому студент Михалков — я увидел в нем режиссера. С огромной выдумкой, природной иронией, тягой к импровизации и редким умением работать с актерами. На моих глазах пятилетняя девочка превращалась в настоящую актрису. Я наблюдал, как продуманно, тонко он сочинял звуковой ряд, изобретательно монтировал. И хотя я досконально знал сценарий, результат оказался даже для меня неожиданным. Потом фильм приглашался на многие фестивали…
       А Никита уже принес мне очерк Юрия Черниченко из «Нового мира» — о том, как умирает вологодский кружевной промысел, — страшный материал. Поехали в Вологду…
       Не знаю, почему эта работа не состоялась. Может, камнем преткновения стала невероятная по тем временам честность и вопиющий по своей правдивости материал очерка. А может, фотографии напугали руководство. Тема так и осталась нереализованной.
       Прошел год. Никита готовится к запуску курсовой работы. Я — дипломной. Он показывает мне новеллу Евгения Стеблова «Остановись, мгновенье», ставшую основой для сценария будущего фильма. Работа большая и потому предполагает объединить курсовую с дипломом.
       Тихая история «мертвого» сезона в Ялте. Ноябрь. Встречаются два человека (Сергей Никоненко и Михаил Кислов). Знакомятся с молодой женщиной (Татьяна Конюхова). А героя фильма Никита нашел во время выбора натуры, им оказался капитан плавучего подъемного крана. Сюжет пересказывать — занятие глупое, да и не в нем дело. И не в любовных треугольниках, курортных романах. Главным было создание атмосферы, пространства, поиск точной интонации для создания монотонной текучести «мертвого сезона». Наша идеологическая аморфность нервировала руководство ВГИКа. Ну представьте себе. Приходит человек к себе в номер (Никоненко), а товарищ ему: «Я не один». Тот спускается в холл смотреть телевизор. Что по телевизору? Урок английского языка. Кто сидит рядом в холле? Группа отдыхающих узбеков. Диктор Лариса Лужина объявляет следующую передачу — концерт… и не уходит из кадра. Подмигивает Никоненко. Он — ей в ответ тоже. Она — ему… Пока рука какого-то ответственного сотрудника ТВ не выдергивает ее из кадра. И пошла песня: «Красная гвоздика…». Кажется, Иосиф Кобзон. Ну какая тут идеологическая стойкость. Сплошь контексты, подтексты.
       У нас были две экспедиции. Объекты в Ялте и Симферополе. Съемочная группа — всего несколько человек. Государство нам «щедро» платило суточные — аж 50 копеек (в то время государственная ставка — 2р. 60 коп.) плюс 10 копеек квартирных. Можете вообразить, что в Ялте можно было снять за 10 копеек.
       Вместо положенных двух частей (20 минут) первая сборка составляла почти 90 минут — полнометражный фильм. В результате монтажа картина сократилась до 50 минут. Пленку нужно было докупать. И конечно, мир не без «добрых» людей. Ялта-то — место кинематографическое, от предложений не было отбоя. На что мы ее покупали? Можно сказать, что Никита с самого начала проявил себя изобретательным продюсером. Он выступал в Ялте с концертами. Встречи со зрителями были аншлаговыми, поскольку «Я шагаю по Москве» прогремел по стране. К тому времени он снялся в картине «Звезды и солдаты» Миклоша Янчо в Венгрии и привез шикарный кожаный пиджак, который был продан. Спонсоров-то у нас не было. Несмотря на то что сняли практически полнометражную картину, ни на один день не затянули сроки съемок.
       Помню, как тряслись в ожидании первого материала. Из Москвы прислали две коробки. Просмотровый зал занят, а нам невмоготу дожидаться, вот мы на руках и разматываем пленку — на просвет смотрим…
       Как-то во ВГИКе на встрече со студентами меня спросили: «С кем из режиссеров особенно запомнилась работа?». Признавшись в уважении ко всем режиссерам, с которыми свела профессия, с большевистской прямотой заявил, что наивысшей радостью творческого содружества для меня стала работа со студентом-режиссером Михалковым. Я как губка впитывал не только уроки кинопроизводства, режиссуры, но главное — отношение к работе. Никакого ощущения, что на площадке — дебютант. Дело не только в его актерском багаже. Еще в стенах «Щуки» Никита ставил «12 разгневанных мужчин». Чтобы пройти на его репетицию, мы ночью залезали в окно «Щуки», где шел прогон. Я видел, как студенты-актеры ловили каждое слово студента-режиссера Михалкова.
       Снимаем в гостинице «Ореанда». Пока художники расписывают «трещинки» на стенах номера интуристовской гостиницы (администрация пришла в ужас, пришлось ее успокаивать: все сотрем!), у нас возникла свободная минутка. Вышли на набережную. Никита говорит: «Давай по коньячку». Я отказываюсь — работа впереди. Он настаивает. «Что за повод с утра?» — спрашиваю я. «У меня сегодня день рождения». 21 октября 67-го года. Никите — 22 года. Выпили…
       Возвращаемся в Москву. Картина смонтирована. Начинаются проблемы. Кафедра режиссуры не принимает фильм в качестве дипломной работы (окончательное название картины «А я уезжаю домой»). Узнав об этом, завкафедрой операторского мастерства Анатолий Дмитриевич Головня вызывает меня: «Дэточка, буду последователен, как мой учитель Сева Пудовкин. Раз режиссера не допускают к защите диплома, то и ты защищать диплом не будешь». А у меня уж и рецензент назначен. Головня создал комиссию из членов операторской кафедры, которые постановили: «Запретить защищать дипломную работу студенту Клебанову короткометражным кинофильмом «А я уезжаю домой» как картиной антиидейной и антиэстетической». На дворе праздник — 50 лет советской власти. Какие силы могут пробить железобетон идеологии? Но мы пытались. Приехали с Никитой на «Мосфильм». Михаил Ильич Ромм болел и все же назначил нам время. В третьем просмотровом зале он появился в синем олимпийском костюме. У дверей за нами «в очередь» маялся долговязый режиссер. Это был Андрей Смирнов, разруганный за картину «Ангел». На просмотр Никита пригласил и Юрия Марковича Нагибина. По окончании показа прозвучали добрые, лестные слова. Но это мало что изменило… Руководство ВГИКа было стойким…
       Как и Никите, мне пришлось снимать второй диплом. Я возвратился на студию Горького. Никита ушел служить в Советскую армию. А вернувшись, снял дипломную картину «Спокойный день в конце войны» с моим коллегой Димой Коржихиным.
       Все это было четыре десятилетия назад. Но как отчетливо помню моросящий дождь на туманной набережной Ялты в тот день — 21 октября. И рюмку коньяка, которой мы отметили день рождения прославленного в будущем киномастера…
       
       Игорь КЛЕБАНОВ, президент Гильдии кинооператоров
       
20.10.2005
      
       
Фоторепортаж с ялтинских съемок и из вологодской деревни >>>
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 78
20 октября 2005 г.

Цена закона
Большие перемены в российском здравоохранении готовят конспиративно

Чтобы спасти поликлинику, доктор Быкова пошла в депутаты

Кавказский узел
Власть сама вытолкнула в подполье молодежь Кабардино-Балкарии

Как чеченский «боевик» без конвоя съездил из Усть-Илимска в Ачхой-Мартан в прокуратуру и вернулся обратно

Расследования
Замгенпрокурора не нашел серьезных недочетов в работе следствия по Беслану

В Воронеже арестованы подозреваемые в убийстве гражданина Перу

Обстоятельства
Александр Темерко: Ходорковский — ночной кошмар политической элиты

Найти и перепрятать–2

Суд да дело
Власть, притесняющая адвокатов, сама становится беззащитной перед революцией. Часть II

Судят активистов общественных организаций, поддержавших иностранных студентов

Начался суд над жильцами московского общежития

Опыт небасманного правосудия

Власть и люди
Военные пенсионеры отсудили слишком много «пайковых» денег. Власти приняли меры

Один в поле. А воевать ему приходится с государством

Митинги.Ру
Автомобилисты вышли на улицы, потому что таможенники нарушают Таможенный кодекс

Автогражданка
Тарифы ОСАГО, скорее всего, будут увеличены

Задержана группа мошенников, которые зарабатывали на «автогражданке»

Финансы
Чистая прибыль перекупщика автомобильных очередей — 1,5 тысячи долларов в месяц

Право первой взятки

Наши даты
Дядя Саша, морпех, член Политбюро

Памяти Ларисы Юдиной

Реакция
Зачем собаке подотдел очистки…

Навстречу выборам
Кандидатов партии власти вешают на каждом столбе

Россия-2008
Крокодилы ищут друзей. Российский политический класс представляет собой жалкое зрелище

Мир и мы
Министр иностранных дел Польши: В наших отношениях что-то не в порядке

Почему Норвегия начала борьбу с российскими браконьерами

Приключения «Электрона»

Регионы
На свободу с чистым двориком

Курсанты денег не дают

Подробности
Птичий грипп приближается к Москве

Наука
Академик Фортов: У нас остались те, кто уехал

Наука против шерсти

Ученые обменяются полярными мнениями

Отдельный разговор
«Русский поп-арт». За нашу и вашу свободу совести

«Стародум» Станислава Рассадина
Попытка убийства Есенина

Точка зрения
Леонид Десятников: Я не требую много — выключите мобильники

Телеревизор
Неужели бабушки дают реалити-шоу такие рейтинги?

Кинобудка
Алан Хейм: Монтаж часто меняет первоначальный строй фильма

Юность Никиты. Как у молодого Михалкова обломился курортный роман

Два несостоявшихся фильма Н. С. Михалкова. Фоторепортаж оператора

К сведению…
Вниманию зарегистрированных кандидатов в депутаты Мосгордумы

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100