NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ФУТБОЛ НА ЗЕМЛЕ, УХОДЯЩЕЙ ИЗ-ПОД НОГ
Фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» выходит на отдельные экраны страны
       
Кадр из фильма
      
       
Скромно, всего на нескольких копиях, на экраны выходит фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум», которому, по слухам, не хватило одного голоса, чтобы завоевать венецианского «Льва»…
       «Гарпастум» — труднопроизносимое название сродни лекарственной латыни. Так назывался в античности прообраз футбола. Значит, не совсем футбол. Предвестник.
       
       
Почему мир не заметил, как наступил на оглобли катастроф: революций, мировых войн, тотального террора? Мир упивался собой в поэтических салонах за кремовыми занавесками, в коллективных грезах о небе в алмазах, на футбольном поле… Люди играют в футбол, только играют в футбол, а в это время разбиваются их жизни. Даже не так: а в это время разбиваются вдребезги эпохи, трещат по швам империи, исчезают цивилизации. Вот про что тихий фильм Германа.
       Он снят в лапшинских традициях Германа-старшего, когда собственно сюжет медленно проступает сквозь амальгаму незначительных вроде бы подробностей, высмотренных камерой сверхкрупно, в небрежно брошенных фразах, несобытийных диалогах. В этом потоке минут и секунд, зафиксированных в пожухшем тонированном цвете, все смешалось, как в доме Облонских. Отчаянная юношеская влюбленность в футбол, горячечный секс, отчуждение в собственном доме. Краем глаза на периферии кадра угадывается соцветие поэтов Серебряного века: Блок, Мандельштам, Ахматова, Ходасевич, Вертинский. То ли они, то ли их тени, то ли подобие древнегреческого хора…
       Два брата, фанатично влюбленных в футбол, плюс два их закадычных товарища — современники Блока и Ахматовой — мечтают на месте неухоженного глиняного пустыря возвести «храм» футбольного поля. И чтоб свисток настоящий, и ворота с алюминиевой сеткой. Весь мир вокруг незаметно сходит с ума, почва буквально уходит из-под ног, а футбол становится единственной константой, видимостью равновесия. За пустырем — утопающий в мареве Питер. Это марево и есть место действия.
       Среди проброшенных вскользь реплик вылавливаешь: какой-то принц Фердинанд приехал в какое-то Сараево. Потом тетя братьев-футболистов бросит: «Да. Война началась… И ноги промочила». Это и есть время действия. Был девятнадцатый, и вот, как обухом по голове, век двадцатый. Вчерашние гимназисты, по уши поглощенные футболом, этого удара даже не заметили. Все еще пытаются заработать сто сорок рублей, чтобы выкупить поле. А их сверстник двадцатилетний серб Гаврило Принцип уже «благословлен» «Молодой Боснией». Истошно кашляя, бредет по какому-то грязному полю и почему-то спешит. Завтра он испуганно выстрелит в австрийского престолонаследника и его беременную жену…
       Когда одного из «футболистов» насильно рекрутируют и будут уводить на войну, он успеет добавить несколько рублей — на поле. Как последнюю надежду на гипотетический мир?
       Но пока война и мир играют в футбол на раздолбанном поле, из трущоб повылезают урки и отморозки. И серебро новорожденного века обернется кровавым непролазным месивом. Фильм закончится деловитой резней. Не на фронте, практически здесь же, на футбольном поле…
       Идея сценария принадлежит продюсеру Александру Вайнштейну, фанатику и знатоку футбола, вместе с легендарным Николаем Старостиным написавшему книгу «Футбол сквозь годы». Но Алексей Герман снял свое кино вовсе не про футбол. По сути, его «20 дней без Первой мировой войны» — про себя, в 90-е почти не ощущавшего приближения и наступления тотальных перемен. Об этом уделе очевидцев «ненадежных лет», когда «…столетья окружают меня огнем», когда в войну вступают, «как в холодную воду», писали и Блок, и Мандельштам, и Булгаков. «Превратности истории были так близко. Но кто о них думал?» — вздохнет ровесник Гаврило Принципа Борис Пастернак.
       Этот фильм — не хроника событий. Он — хроника чувствований сквозь призму современности. Поэтому «картинка» ретро Германа-младшего не столь дотошно выписана. Зато звуковая оркестровка прописана, тщательно нюансирована. Тут соло диалогов погружено в аккомпанемент «голосов эпохи». Диалоги не виснут, словно космонавты, в безвоздушном пространстве звукостудии. Здесь есть шум улицы, живого дома, ветра, дождя и времени — «нестройный гул жизни».
       
Чулпан Хаматова в роли Аницы
    
       Недостатки? На мой субъективный взгляд: ритмический провис в середине, некоторая холодноватость. Есть почти театральный монолог Чулпан Хаматовой, хозяйки богемного салона Аницы, собравшейся в эмиграцию. Пульсирующий живой текст вдруг превращается в сценический «монолог Нины Заречной» из финала «Чайки». И Аница коротенько рассказывает своему юному возлюбленному биографию. Впрочем, не хочется придираться к картине, уподобляясь некоторым моим коллегам, посчитавшим, что ненаграждение в Венеции дает отмашку строго осудить фильм. Получи «Гарпастум» заслуженную награду, вся пресса пела бы картине единоголосный панегирик.
       Однако решение любого из самых уважаемых форумов — всего лишь сумма вкусов отдельно взятого жюри, не определяющая достоинств или недостатков картины. Алексей Герман снял вторую картину (его «Последний поезд» был награжден в Венеции) — профессионально выверенную, философичную, тонкую. В нашем полуфабрикатном кино это редкость, даже роскошь. Роскоши много быть не может. Наверное, поэтому прокатчики и посчитали возможным на фоне 430 (!) копий «9 роты», 450 (!) копий грядущего «Дневного дозора» выпустить фильм Алексея Германа аж в семи (!) копиях…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
24.10.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 79
24 октября 2005 г.

Власть и деньги
Партия власти взялась за виллы

В далеком прошлом российского президента обнаружилась связь с уголовным делом Евгения Адамова

Реакция
Есть вопросы к свидетелю…

Расследования
Заветы Ильича. Завершая миссию в Беслане, Владимир Колесников сделал прозрачные намеки

Наука побеждать. Это единственная из наук, которую нельзя было применять в Беслане

Появилась новая общественная организация «Голос Беслана»

Кавказский узел
Нальчик. Боевиков здесь никто не оправдывает. Но и не проклинают

Суд да дело
Продолжается суд над свидетелями ликвидации Масхадова

Болевая точка
«Норд-Ост». Уже три года заложники ищут пути к спасению

Обстоятельства
В «Завтра» была война. «Подрывник» Квачков дал провокационное интервью национал-
патриотической газете


Подробности
Чита стала ближе

Найти и перепрятать–3

«Тушите свет!»
За демографические ценности!

Давать взятки — крайне невыгодно! А вот брать…

Волобойские вести

Цена закона
Сергей Штогрин: Сто миллионов человек станут жертвами налоговой инспекции

Госдума не совсем согласна с президентским законом

Вместо выборов
Калмыкии так назначено? Если даже Козак рекомендует Илюмжинова…

Идя навстречу заказчику…

После выборов
Депутату дали по «Яблоку»

Карьера пошла по этапу

Мир и мы
Что сказал Григорий Явлинский западным парламентариям

Инострания
Евреи умеют устраиваться. Специальный репортаж из страны победившего сионизма

Краiна Мрiй
Война миллиардеров. Криворожье в зеркале украинской революции

Регионы
Началась охота на студентов-иностранцев

Это лифт или такси?

Цены на легкие наркотики стремительно растут

Плата за жульё
Омская райадминистрация насаждает коммунальные блага

Новости компаний
В Лондоне провели акцию против загрязнения Сибири

Четвертая власть
Пешки продвинулись вперед

Полосы без препятствий

«Новая» завоевывает Восточную Украину

Исторический факт
Владимирская Русь. Дубль первый

Медицина
Ученые доказали: бактерии не понимают рыночной экономики

Спорт
Железнодорожники ищут стрелочника

Кто возглавит сборную?

Телеревизор
Теперь рулевой «Обоза» может возглавить «Молодую гвардию»

Александр Гордон выходит в эфир на Первом канале: «Я стопудово с Кремлем»

Проспект Медиа
Кого только не встретишь в коридорах «Эха Москвы»…

Музыкальная жизнь
Вика Цыганова: Многих надо судить за то, что они делают на эстраде

Кинобудка
В Москве прошел фестиваль военного кино

Двуцветное кино вгиковского фестиваля

Фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» выходит на отдельные экраны страны

Театральный бинокль
Дон Кихот на свалке истории

И допотопный Новый Орлеан…

Провинциальные театры любят экстравагантность

Пригласительный билет
Открылась выставка родителей Винни-Пуха

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100