NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДОН КИХОТ НА СВАЛКЕ ИСТОРИИ
Рождается новый сценический стиль — молчаливый театр художников
       
(Фото Михаила Гутермана)       
Сэр Вантес. «Донкий Хот». Постановка Дмитрия Крымова. Театр «Школа драматического искусства».
       Пятая студия на Поварской. Репзал — бывшая коммуналка с шоколадно-золотым потолком «флорентийского стиля» 1910-х. Лепнина в забеленных пробоинах. Театр Анатолия Васильева держит в этих стенах корабельную чистоту.
       Выходит мальчик лет двадцати в нелепом и длинном черном пальто. Его нищая элегантность сродни Монмартру. Но мы знаем: весь реквизит крымовского «Дон Кихота» пришел с лианозовской платформы Марк — самого бедного блошиного рынка Европы, эпической свалки истории СССР.
       …Черное пальто сплошь в опилках: словно лес рубили, щепки летели.
       Мальчик долго отряхивает драп. А также черные больничные тапки.
       
       
Выходит девочка в грубых гетрах, драном свитере. Опилок в складках полно. Выходят новые студенты: фактурно выворачивают дырявые карманы, стельки галош. Груда опилок растет. Какой-то бедолага тащит синий, вырви-глаз, деревянный чемодан 1930-х (пронзительнейшая вещь, все с того же Марка). Открыл, вытряс опилки. Свободен от предрассудков!
       А посреди стоит рыжая девочка, прижав к груди рыжую бархатную таксу.
       Энергично, как пляжный песок, разровняв опилки щеголеватыми граблями из IKEA, люди в черном обступают дурочку, отставшую в развитии.
       Медленно расстегивается молния на собачьем животе. Визг и скулеж слышны за сценой. Сыплются опилки из живой игрушки: отречемся от старого мира, отряхнем его прах… Сделано. Охват стопроцентный.
       Они выворачивают свой черный драп. С изнанки — расцветают линялой парчой, кислотными рубахами, гранжем. Откуда-то взялись шляпы и вуали. А из шкуры бархатной таксы барышня свернула тюрбан.
       Это театр метафор. Немой театр поэтов: слова мешают тонким переходам смыслов. Слова судили бы, делили на правых-виноватых. Образы — нет. А новый мир явно красивее старого. И шкурка таксы хозяйке к лицу.
       Да не так ли менялись ценности и при Дон Кихоте, в эпоху Ренессанса?
       Мистерия смены эпох — пять минут. Спектакль — 75 минут такой плотности.
       Рыцарь Печального Образа, прости Господи, един в трех лицах: он сам, Санчо и Росинант. Алонсо Кихана Добрый в роговых очках на растерянном лошадином лице выезжает верхом на коренастом оруженосце. Черные пальто, слившись, превращают их в единого Человека-Гору. А прорези четырех карманов дают возможность игры марионеточному театру ладоней.
       К копью рыцаря привязан тючок потрепанных книг. «Новые люди» лихо, как кастаньетами, трясут деревянными школьными счетами. Бухгалтерские счеты — их щиты. Безумец атакует. Счеты крутятся, на глазах превращаясь в мельницы…
       Новый «Сон о Дон Кихоте»: театр теней за натянутой простыней. Под бодрое радио, какую-то «АБВГДейку» 1970-х школьников строем ведут в музей — созерцать скелет героя в стеклянном ящике. (Размах ребер у рыцаря палеонтологический. Видно: эта раса вымерла.) Дети со скрежетом пилят шлем-таз и лобную кость. И вдруг из черепа рыцаря вылетает тощий конь. Тени экскурсантов жгут тень коня. На миг залу видны огненные крылья Росинанта.
       …Вокруг Человека-Горы елозит на коленях деловитая раса Карликов. Вот румяная Служанка с детским лицом (Анна Синякина) подвергает утилизации клочья книг, отнятых у рыцаря. По складам начинает клочья читать. Дон Кихот возил с собой том Гоголя, «Записки сумасшедшего». С высоты ходульного роста рыцарь в черном пальто слушает.
       И отвечает, волнуясь и путаясь. Мычит сверху, в сострадающее, уже обожающее лицо Альдонсы, живущей на коленях, свой диагноз, тючок маний, фобий и комплексов спасителя мира с истерзанным разумом:
       — К физическому труду непригоден. Этапом следовать может.
       Текст подлинный. Из дела Хармса в ленинградской тюрьме 1940 года.
       Начинается искривленное танго. Для обоих на разрыв жил: ведь он на ходулях, а она на коленях. Как бы ни пыталась Альдонса дотянуться до губ безумца в роговых очках — тщетно. Очень уж он возвышенный. И абсолютно несгибаемый…
       Много-много мифов запекли в пирог… Мелькают тени наших иллюзий и потрепанных книг. Те самые опилки прошлого, что решительно выметены прочь в первой сцене спектакля.
       Дон Кихот в каждом эпизоде погибает. И воскресает в новом. В финале к рампе выносят длинное тряпичное тело: Рыцарь стал Змеем и истреблен. «Карлики» насыпают над телом Дон Кихота курган из старых, мутных и поцарапанных очков.
       Но прежде чем уйти, каждый украдкой берет с кургана «горсть родной земли».
       За кулисы тянется змеевидной цепью их безнадежно очкастое племя.
       Почти безмолвный театр поэта — а то и целой поэтической школы. Как и «Недосказки», Крымов сделал «Дон Кихота» со студентами-сценографами РАТИ. Они сами играют и замечательно пластичны: каждый вывернутый ботинок порождает перформанс.
       Но и в цепи превращений нищих обломков, клочьев, опилок в театральную реальность с привкусом Чаплина и Габриадзе много ходов, найденных студентами Крымова.
       Образный текст визуального театра очень плотен. Поди переведи в слова.
       Но сила немого стиля — в его продуманности. Там нет шарлатанства и ворожбы наудачу. В принципе ведь, как ни слепи шараду, толкователи набегут. Чем она темнее и случайнее, тем трепетнее с ней обойдутся.
       Но тут вот ребята донкихотствуют: не хотят ставить на прибыльное зеро.
       «Недосказки» — темный, еловый, с обрывками красного сукнеца на сучьях бурелом русских архетипов. «Дон Кихот» им очень сродни. И не только стилистически. Хотя именно в этих двух спектаклях Дмитрия Крымова и его студентов рождается их авторский стиль.
       Может быть, даже некий камерный театр, аналогов которому в Москве нет.
       «Недосказки» и «Дон Кихот» — разные витки единой длинной мысли.
       Интеллигент XXI века там подобен Колобку, герою «Недосказок».
       Рефлектирующий Колобок хочет понять: из чего слеплен, на чем замешен?
       
       Подготовила Елена ДЬЯКОВА
       
24.10.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 79
24 октября 2005 г.

Власть и деньги
Партия власти взялась за виллы

В далеком прошлом российского президента обнаружилась связь с уголовным делом Евгения Адамова

Реакция
Есть вопросы к свидетелю…

Расследования
Заветы Ильича. Завершая миссию в Беслане, Владимир Колесников сделал прозрачные намеки

Наука побеждать. Это единственная из наук, которую нельзя было применять в Беслане

Появилась новая общественная организация «Голос Беслана»

Кавказский узел
Нальчик. Боевиков здесь никто не оправдывает. Но и не проклинают

Суд да дело
Продолжается суд над свидетелями ликвидации Масхадова

Болевая точка
«Норд-Ост». Уже три года заложники ищут пути к спасению

Обстоятельства
В «Завтра» была война. «Подрывник» Квачков дал провокационное интервью национал-
патриотической газете


Подробности
Чита стала ближе

Найти и перепрятать–3

«Тушите свет!»
За демографические ценности!

Давать взятки — крайне невыгодно! А вот брать…

Волобойские вести

Цена закона
Сергей Штогрин: Сто миллионов человек станут жертвами налоговой инспекции

Госдума не совсем согласна с президентским законом

Вместо выборов
Калмыкии так назначено? Если даже Козак рекомендует Илюмжинова…

Идя навстречу заказчику…

После выборов
Депутату дали по «Яблоку»

Карьера пошла по этапу

Мир и мы
Что сказал Григорий Явлинский западным парламентариям

Инострания
Евреи умеют устраиваться. Специальный репортаж из страны победившего сионизма

Краiна Мрiй
Война миллиардеров. Криворожье в зеркале украинской революции

Регионы
Началась охота на студентов-иностранцев

Это лифт или такси?

Цены на легкие наркотики стремительно растут

Плата за жульё
Омская райадминистрация насаждает коммунальные блага

Новости компаний
В Лондоне провели акцию против загрязнения Сибири

Четвертая власть
Пешки продвинулись вперед

Полосы без препятствий

«Новая» завоевывает Восточную Украину

Исторический факт
Владимирская Русь. Дубль первый

Медицина
Ученые доказали: бактерии не понимают рыночной экономики

Спорт
Железнодорожники ищут стрелочника

Кто возглавит сборную?

Телеревизор
Теперь рулевой «Обоза» может возглавить «Молодую гвардию»

Александр Гордон выходит в эфир на Первом канале: «Я стопудово с Кремлем»

Проспект Медиа
Кого только не встретишь в коридорах «Эха Москвы»…

Музыкальная жизнь
Вика Цыганова: Многих надо судить за то, что они делают на эстраде

Кинобудка
В Москве прошел фестиваль военного кино

Двуцветное кино вгиковского фестиваля

Фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» выходит на отдельные экраны страны

Театральный бинокль
Дон Кихот на свалке истории

И допотопный Новый Орлеан…

Провинциальные театры любят экстравагантность

Пригласительный билет
Открылась выставка родителей Винни-Пуха

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100