NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

И ДОПОТОПНЫЙ НОВЫЙ ОРЛЕАН
Теннесси Уильямс. «Трамвай «Желание». МТЮЗ
       
(Фото Елены Лапиной)
     
       
Декорации Сергея Бархина к спектаклям Генриетты Яновской всегда содержали тончайшие переходы цвета — старого дерева в чеховских усадьбах или серо-черных тонов лондонского дождя.
       А здесь все не так. Окраина пылает «совершенно особенной, забористой красой» нищеты (о чем сказано в первой же ремарке пьесы). Но это не краса допотопного Нового Орлеана, а чумовой этно-фьюжн. На сцене тибетские ковры: яркие, грубые полосы черного, синего, малинового. Китайские ширмы, индийские кресла. Турецкие плюшевые слоны в блестках, с колокольцами. Мексиканская фольговая икона точно раскрашена сиропами: лимонным, мятным, кизиловым. Похоже на уличный рынок рядом с Центром Помпиду и мэрией Парижа.
       
       
Население квартала под стать огням Большого Города времен глобализации. Этот «Трамвай «Желание» — не о гибели «старой красоты». Не об усадьбе с белыми колоннами и ее поздних полубезумных детях. Скорее о том, как одна людская порода сменяет другую. Каждая из них имеет необсуждаемое право жить. Но… несовместимы они. Это на каком-то инстинкте крови и плоти замешано.
       Палевые розы и левкои на платьях Бланш, ее бисерные сумочки режут глаз. Они даже жалки рядом с мятым джинсовым комби сестры Стеллы, с пропотевшими фланелевыми рубахами Стенли, с ящиками пива, со скетчами свар, где супругов в ритме комических короткометражек растаскивает весь квартал, с кошачьими воплями семейных примирений, с ревом и бензиновым выхлопом армейского мотоцикла. На сцене, к слову, подлинный «Харлей-Дэвидсон» 1940 года. Последний из могикан, полученных из США по лендлизу в 1942-м, он разыскан МТЮЗом в Подмосковье.)
       Режет глаз и музыкальная шкатулка, которую возит с собой Бланш в темном ореховом футляре, похожем на ящики старинных фильмоскопов. Это картонный макет усадьбы «Мечта», утраченного дома сестер. Плантаторский дом с высокими венецианскими окнами близок к русскому ампиру. На фоне бледно-желтого фасада среди колонн под церемонную фортепьянную мелодию скользят фигурки во фраках и кринолинах. «Картонный домик», придуманный Яновской и Бархиным, словно заменяет ключевую реплику пьесы, выпущенную театром:
       — Цветы, цветы, цветы для ваших мертвых.
       Это и есть «мертвые» сестер Дюбуа — в их счастье, в силе, в полноте защиты.
       Но мир предков спит в могилах. Его последние барышни не защищены никем.
       Одна из лучших минут — печальное, зачарованное лицо Стеллы, увидевшей (явно заново — после многих лет) эту родовую игрушку.
       Бланш бормочет реплики Раневской. Влюбленный Митч повторяет: «Бланш Дюбуа — белые деревья в цвету». Уильямс вряд ли случайно наделил эту даму именем, отсылающим к «Вишневому саду». А в спектакле МТЮЗа так важна тема смены миров и человеческих пород, что при виде угарной яркости «предместья» бормочешь: «Весь Абендланд — наш сад».
       При этом центром спектакля стала не Бланш (Ольга Понизова), а Стелла (Елена Лядова). Кровная заложница двух миров — прежнего и нового. Сестра нежной, жалкой, прячущей нервную дрожь и похмельный тремор Бланш. Беременная жена Стенли (Эдуард Трухменев), мачо — громогласного, распальцованного, уверенного… Если не в своем праве занять пространство, то хоть в том, что беспощадный наезд — лучший способ его занять.
       При этом Стенли жадно, ревниво, агрессивно, но по-настоящему любит Стеллу.
       И влюбленность честного Митча (Игорь Балалаев) в Бланш так же несомненна.
       «Решение психологической проблемы одного человека не является целью этой пьесы. Я ставлю перед собой совсем другую задачу: попытаться поймать, как птицу сетью, живую природу общения в группе людей, эту смутную, трепетную, зыбкую — заряженную страшной энергией! — игру переживаний людей, наэлектризованных грозовой тучей общего для них всех кризиса», — писал Уильямс о «Кошке на раскаленной крыше». Так решен и «Трамвай «Желание» МТЮЗа. Кажется, в нем два спектакля. Один — поставленный зрелыми людьми (глубина мысли и десятки деталей, изящных, как ремарки Уильямса, — от режиссера и художника). И другой — сыгранный людьми очень молодыми. В первом акте, возможно, недоиграна «смутная, трепетная, зыбкая» тема несовместимости миров. Но во втором действии актерская энергия разряжается, хлещет в зал. Накрывает зрителя грозовой тучей кризиса всех четверых героев — и нервной силой сострадания.
       
       Подготовила Елена ДЬЯКОВА
       
24.10.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 79
24 октября 2005 г.

Власть и деньги
Партия власти взялась за виллы

В далеком прошлом российского президента обнаружилась связь с уголовным делом Евгения Адамова

Реакция
Есть вопросы к свидетелю…

Расследования
Заветы Ильича. Завершая миссию в Беслане, Владимир Колесников сделал прозрачные намеки

Наука побеждать. Это единственная из наук, которую нельзя было применять в Беслане

Появилась новая общественная организация «Голос Беслана»

Кавказский узел
Нальчик. Боевиков здесь никто не оправдывает. Но и не проклинают

Суд да дело
Продолжается суд над свидетелями ликвидации Масхадова

Болевая точка
«Норд-Ост». Уже три года заложники ищут пути к спасению

Обстоятельства
В «Завтра» была война. «Подрывник» Квачков дал провокационное интервью национал-
патриотической газете


Подробности
Чита стала ближе

Найти и перепрятать–3

«Тушите свет!»
За демографические ценности!

Давать взятки — крайне невыгодно! А вот брать…

Волобойские вести

Цена закона
Сергей Штогрин: Сто миллионов человек станут жертвами налоговой инспекции

Госдума не совсем согласна с президентским законом

Вместо выборов
Калмыкии так назначено? Если даже Козак рекомендует Илюмжинова…

Идя навстречу заказчику…

После выборов
Депутату дали по «Яблоку»

Карьера пошла по этапу

Мир и мы
Что сказал Григорий Явлинский западным парламентариям

Инострания
Евреи умеют устраиваться. Специальный репортаж из страны победившего сионизма

Краiна Мрiй
Война миллиардеров. Криворожье в зеркале украинской революции

Регионы
Началась охота на студентов-иностранцев

Это лифт или такси?

Цены на легкие наркотики стремительно растут

Плата за жульё
Омская райадминистрация насаждает коммунальные блага

Новости компаний
В Лондоне провели акцию против загрязнения Сибири

Четвертая власть
Пешки продвинулись вперед

Полосы без препятствий

«Новая» завоевывает Восточную Украину

Исторический факт
Владимирская Русь. Дубль первый

Медицина
Ученые доказали: бактерии не понимают рыночной экономики

Спорт
Железнодорожники ищут стрелочника

Кто возглавит сборную?

Телеревизор
Теперь рулевой «Обоза» может возглавить «Молодую гвардию»

Александр Гордон выходит в эфир на Первом канале: «Я стопудово с Кремлем»

Проспект Медиа
Кого только не встретишь в коридорах «Эха Москвы»…

Музыкальная жизнь
Вика Цыганова: Многих надо судить за то, что они делают на эстраде

Кинобудка
В Москве прошел фестиваль военного кино

Двуцветное кино вгиковского фестиваля

Фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» выходит на отдельные экраны страны

Театральный бинокль
Дон Кихот на свалке истории

И допотопный Новый Орлеан…

Провинциальные театры любят экстравагантность

Пригласительный билет
Открылась выставка родителей Винни-Пуха

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100