NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СТАРАЯ МОДНОСТЬ
Провинциальные театры любят экстравагантность, но ставят классику
       
       
Середина осени. Начался в Самаре полноценный театральный сезон. В очагах культуры разгорается эпидемия юбилеев: СамАрту и Театру оперы и балета — 75, филармонии — 65.
       Самый старый самарский театр, Академический театр драмы, свой 155-й сезон юбилейной датой не считает. Но мне захотелось вспомнить другую круглую дату: 13 октября исполняется 10 лет, как приехал в театр нынешний художественный руководитель Вячеслав Гвоздков.
       Нелегко пришлось Вячеславу Алексеевичу в Самаре... Но совершенно не хочется вспоминать сегодня нашу "театральную войну", о которой писала и местная, и центральная пресса и в которую пришлось вмешиваться только что избранному тогда председателю Российского Союза театральных деятелей Александру Калягину. Слава Богу, это в прошлом.
       Естественно, за эти десять лет театр изменился. Сначала многих удивляло, что художественный руководитель легко приглашает на постановки других режиссеров, что не боится соперников. За это время с нашими артистами работали Дмитрий Астрахан, Вениамин Фильштинский, Андрей Андреев, Георгий Васильев, Валерий Гришко, Олег Рыбкин, Дмитрий Черняков. Это далеко не полный список имен. Также приезжали работать к нам режиссеры из Швеции, Италии, США, Эстонии. Театр стал постоянно сотрудничать с замечательными питерскими художниками — Александром Орловым, Владимиром Фирером, Эмилем Капелюшем.
       Сам Гвоздков за это время поставил 16 спектаклей. Премьера последней его работы состоялась несколько дней назад. Эта французская пьеса "Месье Амилькар, или Человек, который платит" была популярна в советское время, и сегодня ее название часто встречается на афишах театров, и не только провинциальных. В середине прошлого сезона ее сыграли ленкомовские звезды — Чурикова, Янковский и Збруев.
       Столичного "Месье Амилькара" (в "Ленкоме" он называется по-французски — "Tout Paye") я не видела, но прочитала множество отзывов: на спектакль откликнулись рецензенты разных поколений и вкусов. Мнения их часто противоречивы и противоположны, но все как один твердят, что пьеса примитивная, бульварная, устаревшая и т. п... Конечно, Ив Жамиак не создал шедевра, но нет вины французского драматурга в чрезмерной популярности его пьесы в России. В доперестроечное время, наверное, с ее помощью критиковали "их нравы", где все продается и покупается, даже любовь и дружба, а нынче иронизируют над "новыми русскими", которые деньги имеют бешеные и тратят их на что-то невообразимое. Но есть в этой французской не самой веселой комедии и другие мотивы и темы, далеко не столь прямолинейные и примитивные...
       Очень разные спектакли ставил Вячеслав Гвоздков в Самарской драме. Но кажется мне — есть у режиссера одна очень важная для него тема. Тема взаимоотношений человека со своей судьбой. Кто человек — раб или хозяин своей участи? Способен ли он не только защититься от судьбы, но и переиграть ее. Именно переиграть. Очень часто герои спектаклей Гвоздкова — игроки в разных смыслах этого слова. И речь я веду не только о пушкинской "Пиковой даме" или пьесе Франсуазы Саган "Замок в Швеции", где переодеваются в старинные наряды и парики и разыгрывают перед приезжим юным родственником страшноватый фарс. Наиболее ярко и четко эту тему можно было прочитать в одном из самых лучших спектаклей Гвоздкова "Король, дама, валет". Пьеса Александра Гетмана — не просто инсценировка одноименного романа Владимира Набокова. Это, скорее, игра с текстом. Не случайно автор пьесы меняет имена персонажей, а одного из них зовут Владимир, как автора романа. Удивительно стильный спектакль создали постановщик, сценограф Владимир Фирер и балетмейстер Сергей Грицай. Все было выстроено и продумано до мелочей. Получилось не только завораживающее яркое зрелище, но и спектакль со сложным и глубоким подтекстом. Герои уверены, что они сами творят свою судьбу, что даже способны играть чужими жизнями, делать из другого игрушку. Но есть какая-то более мощная сила: судьба ли, Бог ли...
       Мы, люди двадцать первого века, классические тексты усваиваем через призму последующего развития литературы. В пушкинском спектакле у Гвоздкова можно найти связи не только с Достоевским и его Раскольниковым, но и с Набоковым. "Пиковая дама" и "Король, дама, валет" — не случайно тут и там в названии присутствуют карты... И здесь постановщик подчеркивает несвободу героев, зависимость их жизни от каких-то надличностных сил. Не случайно некоторые персонажи "Пиковой дамы" напоминают игрушки.
       Вернемся к последней премьере Вячеслава Гвоздкова "Месье Амилькар, или Человек, который платит". Занавес открывается, и мы видим на сцене множество мужчин в длиннополых пальто и больших шляпах, с зонтиками. Через мгновения они подымаются ввысь, и мы понимаем, что перед нами муляжи, куклы. Так и остаются эти манекены висеть в воздухе на шестах весь спектакль (художник Александр Орлов). В самом начале ходит среди них Амилькар. Он выше их, а одет, кажется, так же: темные пальто и шляпа, в руке большой черный зонт.
       Разуверившийся в искренних человеческих чувствах Амилькар решил нанять себе за деньги положенный обычному человеку набор: любящую жену, верного друга и примерную дочь. Для этой цели он нанимает не очень удачливую актрису, стеснительного и добродушного клошара и бойкую и грубоватую уличную девчонку. Он надеялся не только обзавестись родственниками, но быть единственным хозяином положения, однако Амилькар ошибся в расчетах и не только потому, что оказался плохим режиссером. Он оказался не властен не только над поступками и чувствами нанятых родственников, но и над своими эмоциями тоже. Жизнь постоянно сама играет с героем в свои игры. Не случайно заглавный герой в начале спектакля очень похож на те самые куклы, которыми он надеялся в самом начале легко управлять. Амилькар совершенно запутался, где жизнь, а где им же сочиненный сценарий, где реальные человеческие чувства и жесты, а где наигрыш. Поэтому комедия эта завершается отнюдь не весело. Не ждет зрителей happy end, как в спектакле Нюганена.
       Так же как и в "Ленкоме", в нашем спектакле играют звезды. Амилькара и Элеонору — народные артисты России Владимир Борисов и Жанна Романенко, Мелию — народная артистка СССР Вера Ершова, Машу — заслуженный артист России Владимир Гальченко.
       В первой сцене спектакля, во время знакомства Амилькара с его будущим семейством, ему очень нравится собственная затея. Ему часто приходилось проигрывать, он говорит о себе: "Рогоносец в любви, рогоносец в дружбе, рогоносец вообще". Он надеется теперь поймать удачу за хвост, выиграть. Герой Владимира Борисова элегантен, весел, доволен собой. Гости его, наоборот, потеряны и не пытаются разобраться, зачем их сюда позвали, но пытаются изобразить благополучие. Но это им плохо удается. Машу — Гальченко одет бедно, улыбка и жесты у него жалкие и подобострастные, очень не хочется ему уходить из этого дома. Видно, что некуда ему возвращаться. Как ни хвастается своим благополучием и успехами у публики в пьесе "Косточка от яблони" актриса Элеонора Дюрок (Жанна Романенко), все ее порывистые движения, излишняя нервность говорят о другом. Юная особа, назначенная Амилькаром на роль дочери, ведет себя сначала грубо и агрессивно (актриса Нина Лоленко). Она изображает из себя опытную уличную женщину, а на самом деле она смешная, угловатая девчонка.
       Но постепенно герои как бы меняются ролями. Нанятые персонажи оттаивают, потому что начинают работать не по сценарию, сочиненному Амилькаром, а возвращаются к себе настоящим. Они преображаются. Особенно это заметно у Владимира Гальченко. Актер очень точно передает изменения, происходящие с его персонажем Не только костюмы и жесты стали у Машу другими. В нем просыпается человеческое достоинство. Обратная метаморфоза происходит с самим Амилькаром. Он боится поверить своему окружению. Все ему кажется неискренним и фальшивым. Он не хочет замечать, что реальная жизнь все время корректирует его сценарий. Даже настоящая мать Элеоноры кажется ему тоже актрисой.
       Мелию играет Вера Ершова. Живущему в Самаре зрителю это имя говорит о многом. Не случайно стоит актрисе появиться на сцене, тут же раздаются аплодисменты. На этот раз роль у нее совсем небольшая, но актриса успевает создать полноценный образ. Есть в ее Мелии не только хрупкость и беззащитность, но и сильный властный характер. Не случайно она носит фамилию наполеоновского маршала.
       "Месье Амилькар", скорее всего, — не самый удачный самарский спектакль Вячеслава Гвоздкова. Но в нем отчетливо видно то, что художественный руководитель драмы 10 лет создает театр не только коммерчески успешный (на некоторые спектакли бывает нелегко попасть), но традиционный и даже старомодный. Спектакли Гвоздкова добры и человечны. Он, наверное, верит в то, что театр помогает нам жить...
       
       Ольга ИДЕЛЬСОН
       
NovayaGazeta.Ru, 24.10.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 79
24 октября 2005 г.

Власть и деньги
Партия власти взялась за виллы

В далеком прошлом российского президента обнаружилась связь с уголовным делом Евгения Адамова

Реакция
Есть вопросы к свидетелю…

Расследования
Заветы Ильича. Завершая миссию в Беслане, Владимир Колесников сделал прозрачные намеки

Наука побеждать. Это единственная из наук, которую нельзя было применять в Беслане

Появилась новая общественная организация «Голос Беслана»

Кавказский узел
Нальчик. Боевиков здесь никто не оправдывает. Но и не проклинают

Суд да дело
Продолжается суд над свидетелями ликвидации Масхадова

Болевая точка
«Норд-Ост». Уже три года заложники ищут пути к спасению

Обстоятельства
В «Завтра» была война. «Подрывник» Квачков дал провокационное интервью национал-
патриотической газете


Подробности
Чита стала ближе

Найти и перепрятать–3

«Тушите свет!»
За демографические ценности!

Давать взятки — крайне невыгодно! А вот брать…

Волобойские вести

Цена закона
Сергей Штогрин: Сто миллионов человек станут жертвами налоговой инспекции

Госдума не совсем согласна с президентским законом

Вместо выборов
Калмыкии так назначено? Если даже Козак рекомендует Илюмжинова…

Идя навстречу заказчику…

После выборов
Депутату дали по «Яблоку»

Карьера пошла по этапу

Мир и мы
Что сказал Григорий Явлинский западным парламентариям

Инострания
Евреи умеют устраиваться. Специальный репортаж из страны победившего сионизма

Краiна Мрiй
Война миллиардеров. Криворожье в зеркале украинской революции

Регионы
Началась охота на студентов-иностранцев

Это лифт или такси?

Цены на легкие наркотики стремительно растут

Плата за жульё
Омская райадминистрация насаждает коммунальные блага

Новости компаний
В Лондоне провели акцию против загрязнения Сибири

Четвертая власть
Пешки продвинулись вперед

Полосы без препятствий

«Новая» завоевывает Восточную Украину

Исторический факт
Владимирская Русь. Дубль первый

Медицина
Ученые доказали: бактерии не понимают рыночной экономики

Спорт
Железнодорожники ищут стрелочника

Кто возглавит сборную?

Телеревизор
Теперь рулевой «Обоза» может возглавить «Молодую гвардию»

Александр Гордон выходит в эфир на Первом канале: «Я стопудово с Кремлем»

Проспект Медиа
Кого только не встретишь в коридорах «Эха Москвы»…

Музыкальная жизнь
Вика Цыганова: Многих надо судить за то, что они делают на эстраде

Кинобудка
В Москве прошел фестиваль военного кино

Двуцветное кино вгиковского фестиваля

Фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» выходит на отдельные экраны страны

Театральный бинокль
Дон Кихот на свалке истории

И допотопный Новый Орлеан…

Провинциальные театры любят экстравагантность

Пригласительный билет
Открылась выставка родителей Винни-Пуха

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100