NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«ПРИНЦЕССА…» БЫЛА ПРЕКРАСНАЯ, ПОГОДА БЫЛА УЖАСНАЯ
Эдуард НАЗАРОВ: «В каждом фильме необходимо совершать открытия»
       
Это фото из семейного архива называется "Щас спою".
     
       
В галерее на Солянке завершилась выставка «Винни-Пух и все-все-все» из цикла «Сопредельные территории…». Художник Владимир Зуйков и художник и режиссер Эдуард Назаров сотрудничали со множеством журналов, делали иллюстрации к книжкам, занимались станковой графикой, но главным делом их жизни осталась анимация. Как становятся аниматорами мирового уровня? С этого вопроса мы начали разговор с Эдуардом НАЗАРОВЫМ.
       
       
– Поступал в архитектурный. Специальность сдал, даже эллипс нарисовал от руки совершенно точно, литературу, а как увидел задачу по физике, встал и ушел. Тут и объявление в «Вечерке» попалось о наборе на курсы мультипликаторов. На экзамены опоздал. Но мои рисунки посмотрели и позвали на курсы прорисовщиков.
       Через год в армию загремел — на три с половиной года в Группу советских войск в Германии. Тогда же на заочные инязовские курсы поступил. Особист меня под лампу сажал: «Почему учите английский так близко от границы с Западной Германией?». Обыски, черный список. С тех пор не веду дневника. Реабилитировали перед самой демобилизацией.
       Вернувшись на «Союзмультфильм», работал по разным группам. Студия оставалась прибежищем для свободомыслящих: Михаила Вольпина, Николая Эрдмана, Натана Лернера, Аркадия Снесарева. Рядом — выдающиеся мастера мультипликации: Лев Атаманов, Иванов-Вано, Петр Репкин, Леонид Амальрик, Борис Дежкин, Александра Снежко-Блоцкая, Владимир Полковников.
       Мы с Норштейном как завороженные смотрели на них в заоблачную сияющую высь.
       Попал в группу «Почты» классика Михаила Цехановского. Он пригласил меня и на следующий фильм — «Лиса и бобер».
       А в 65-м попал к Хитруку на «Каникулы Бонифация». Там подружился с удивительным художником Сережей Алимовым, был у него ассистентом. Так к Хитруку и «прилип».
       А скоро к ним пришел вольный художник Владимир Зуйков. По образованию учитель рисования. Необычного свежего взгляда на кадр художник, рисовальщик гениальный. И возник знаменитый тандем: Зуйков — Назаров.
       — В «Зигзаге удачи» делали анимационные вставки. Многое из того, что понаделали, улетело в корзину. Гердт за кадром читал: «Как известно, все мудрые решения в истории человечества принимались общим голосованием». На экране возникала волчья стая. Один: «У-у-у!». Остальные подхватывали. Дальше переходили к нашей истории, к «биографии» храма Христа Спасителя. Храм сначала сооружался, потом взрывался, в образовавшейся дыре восходил «храм» советскому строю, на крыше которого по проекту должен был стоять Ленин. Дом Советов вплывал в кадр с облаком на вершине. Затем проваливался в дыру, немедленно заполняющуюся водой… С бортиков новоиспеченного бассейна в воду уже прыгали и плавали люди… Гердт говорил, что если будет еще какое-то решение, то и его примут единогласно. И люди, подняв руки, тонули.
       Дуэт Зуйков — Назаров рисовал фильмы Хитрука: «Фильм, фильм, фильм», все картины про Винни Пуха, «Остров», «Дарю тебе звезду», «Икар и мудрецы». Потом заметят, что каждый фильм Хитрука совершенно не похож на предыдущий. В этом прежде всего «виноваты» художники, сочинявшие «необщие выраженья» для картин. В ленте «Фильм, фильм, фильм», как в зеркале, кинематографисты узнавали собственную биографию. Но мало кто знает, что аниматоров бдительная редактура мытарила не меньше игровиков.
       — Искали только антисоветчину. Помнишь, в фильме режиссер со сценаристом идут по Госкино. За каждой дверью им выдают указания с печатями: «Сократить!», «Добавить!». Потом появлялась бледная Муза, вся в печатях. Ее-то и выбросили из фильма.
       На студии «Дисней» нашего Винни Пуха приняли и полюбили. Наш Винни — обаятельнее американского, тоньше, остроумнее. Милн бы его признал.
       — Книжку про Винни Пуха принес Зуйков. На озвучивание пригласили Евгения Леонова. Первоначально его голос не подошел. Стали искать других актеров… Деньги кончились. Тогда попробовали просто ускорить звук. Пленка помчалась, и возник голос. Мы ошалели. Точно хриплый ребенок. А Ия Саввина пришла и сразу сказала: «Я знаю, как Пятачка сделать. Это должна быть Белла Ахмадулина». Когда она нежно протянула: «Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре» — возникло беззащитное поэтическое существо. Хитрук с актерами гениально работал. Предлагал Леонову не тужиться, а войти в «состояние»: «Попробуйте на месте толстого Винни Пуха в нору залезть узкую и поговорить там внутри. Тесно же, вы еще и объелись».
       Потом снимали второго Винни Пуха, третьего. Народ спрашивал: «Почему продолжения не было?». Да потому, что им надоело: четыре года изо дня в день они просыпались и засыпали с Пухом. Компоновки по ночам снились. Только через десять лет Назаров собрался нарисовать его в книге. Винни Пух — персонаж трудный, хотя только ленивый его не рисовал. Но так, как Назаров, никто.
       А потом был режиссерский дебют в «Веселой карусели». Безобидный сюжет на превосходные стихи Эммы Машковской про одинокого Бегемотика, который искал друзей. Для экономии времени и материалов все делал на белом фоне. Приклеивал нарисованные и вырезанные кустики, кочки, цветочки. Когда шла панорама, кустики переставляли… Он полагает, что экономия подогревает фантазию. Но даже безобиднейший «Бегемотик» возмутил Госкино. Главное обвинение: фильм направлен против коллективизма. Назаров даже развеселился: Тарковский лежит на полке, чем же «Бегемотик» хуже?
       — Через несколько дней вызывают в Госкино. Две начальственные тетеньки меня допрашивают: «Отчего такие странные придыхания у Кваши за кадром?»; «И что значит: семь раз в неделю?». Это они насмотрелись порнушки, которую тогда только в Госкино и можно было увидеть, и в «Бегемотике» черт знает что высмотрели. Несколько строчек заставили переделать, Квашу — заменить.
       Для сюжета «Принцесса и Людоед» Генрих Сапгир по своему стихотворению написал сценарий. Музыкальный фильм, пятиминутная рок-опера про Принцессу прекрасную и ужасную. Мини-рок-опера. Театр, занавес, деревья поворачиваются, как кулисы. Кто же тогда мог написать музыку, спеть и сыграть? Только Градский. Но Градского не любили в верхах, а тут еще он вроде в Америку собрался. Вот и «Принцессу…» лет восемь по телевизору не показывали.
       — Помню, увидел в телепрограмме «Карусель» № 9. Я, начинающий режиссер, обрадовался, собрал друзей: вино, закуска. Ждем. Проходит первый сюжет, второй, и вот… Бац: «Рыжий, рыжий, конопатый» из предыдущей «Карусели». Потом в течение многих лет «Рыжий…» был сразу в двух «Каруселях»: на своем месте и вместо «Принцессы...».
       Назарова при мне спрашивали: «Из какой он части Украины?». Его «повязали» с Украиной намертво после фильма «Жил-был Пес». Народного кино, которое стар и млад наизусть знает. Вот только что легендарному Волку в Томске памятник соорудили. «Щас спою» называется. Выражением «лица» Волк неуловимо похож на самого Назарова. И Пес… тоже похож. И усы белые. А глаза — грустные.
       — Мой друг — еще с армии — позвал меня в Цюрюпинск. Посмотрел я на людей, которые гуляют по улице и поют, на застолья, на днепровские пейзажи… Тогда же наткнулся на сказку в полстраницы «Серко». Фраза «Щас спою» застряла в голове. И чтобы от нее отделаться, написал сценарий…
       В изобразительной основе — живопись, похожая на народную. Ведь примитивизм технологически близок рисованной мультипликации. Порой картины писали на стекле. А что такое целлулоид? Практически стекло. С одной стороны нарисовано, с другой закрашено. Год собирал материал, ездил в Украину. В Институте этнографии Академии наук Украины подарили громадную магнитную катушку с песнями, собранными по деревням. А малыш, которого Волк уволок, — это ж Никита Сергеевич Хрущев… только в детстве.
       Фильм предполагался минут на 15. Вызывает меня наш тогдашний директор: «Все хорошо, только будет 10 минут». Тот же чиновник, который Юру Норштейна учил: «Ну что за название «Сказка сказок»? Я придумал лучше: «Песня, которую пела мне мама». Юра схватился за голову. А мне и сейчас в моем «Псе…» тесновато.
       А потом приполз Муравей. Еще один, восхитивший и профессионалов, и зрителей фильм режиссера «Путешествие муравья». Формально — по сказке Бианки. На самом деле — настоящее авторское кино. Предтеча модного «Микрокосмоса». Там французы с камерой наблюдали за бесконечным трагичным и комичным космосом мира насекомых, а Назаров все это развернул на экране двадцать с лишним лет назад.
       — Были в деревне в Смоленской области. Лежу под деревом, гляжу в траву, а там… Кто-то кого-то ест, кто-то убегает, рядом кто-то работает, кто-то кого-то любит. Стыдно перед Бианки за то, что взял его текст, а потом его выкинул. Перерыл огромное количество специальной литературы. Про каждого насекомого книги написаны. Каков Клоп-вонючка (фу!)? Как живется Тле, на которую нападает безжалостная Божья Коровка? Муравьи охраняют тлей от божьих коровок. Собирают в стада, пасут, доят их. На ночь загоняют под листочек, прячут. Жизнь преподносит открытия, которых не придумаешь. Там есть эпизод под названием Мировая война. Черные муравьи нападают на Рыжих. Но если бы я нарисовал так, как происходит в природе, зритель не поверил бы. Чтобы быстрее проникнуть в логово Рыжих, Черные садятся друг на друга, как всадники, и врываются во вражеский муравейник, хватают яйца Рыжих, несут к себе домой… Выращивают рабов.
       В своих фильмах он и жнец, и на дуде игрец. И сценарии пишет, и режиссирует, и рисует, и озвучивает, и одушевляет. Озвучивать фильмы Назаров начал еще в пору работы у Хитрука, продолжает «звучать» в работах своих студентов до сих пор. В итоге ролей набралось немерено — профессиональный актер обзавидуется. В анимации у звука роль особенная. Тут приходится «звучать» не только за мышей, кроликов и тараканов, но и за шум ветра, цокот копыт, скрип снега. Многолюдные «Шпионские страсти» и «Ограбление по…» озвучил Назаров. И капитана «Черной каракатицы» во «Врунгеле» — тоже он. А помните в «Возвращении блудного попугая»: «Таити, Таити, не нужно нам ваших Таити. Нас и здесь неплохо кормят»? В «Муравье» он сыграл всех насекомых.
       Про его фильмы Норштейн скажет: «Они — смесь горьких трав и чистейшего воздуха, смесь страшного и смешного».
       В «Правде» напечатали стихотворение Успенского «Сидоров Вова». Назаров взялся за него потому, что армию знал не понаслышке, и снял едкую комедию «Про Сидорова Вову».
       — Советская власть еще была в силе. Критиковать армию было непросто. Но в фильме все правда, даже сапоги, которые гладят утюгом, готовясь к дембелю. Про сценарий в Госкино сказали: «Нам ваше кино нравится, но давайте маршала, который рыбу ловит, уберем». Я им громко: «Дмитрия Федоровича Устинова я не собираюсь рисовать, а других маршалов у нас столько… К тому же у меня дело происходит в воскресенье. 25 июня. Маршал имеет право отдохнуть? Вот он под охраной солдат рыбку и ловит». На календаре маршала были выведены фамилии кинематографических чиновников: «Позвонить генералу Ермашу (министр кинематографии), стрелка вниз: генералу Зотову (директор СЗМ)». К счастью, началась перестройка. Чиновники были растеряны.
       В общем, практически ни одна из его картин не имела легкой судьбы. И все же совершенно необъяснимо, почему, сняв в 87-м году пропитанного Кустодиевым «Мартынко» по Шергину, Назаров перестал делать свое кино.
       — Какая причина… Развалилась страна. Развалился
«Союзмультфильм». Работать стало негде и не с кем. Я еще собирался снимать… Целый год писал сценарий по «Братцу Кролику» Джоэла Харриса. Мучился. Взял первоисточник (так когда-то с Хитруком мы читали «Винни Пуха» на английском в поисках нюансов). Не продерешься — диалоги на афро-американском сленге. Не менее сложной была задача с авторскими правами. Ведь «бесправного» «Винни Пуха» нигде в мире нельзя было показывать. Но никто ничего так и не сделал…
       Потом Назаров сменил Хитрука на посту вице-президента АСИФА (Международная анимационная ассоциация), создал Ассоциацию аниматоров России и стал ее президентом. Неужели не жалеет, что потратил на все это столько времени?
       Вообще не уверен, что всю жизнь нужно заниматься одним делом. Столько интересного… Язык. Наука. Ведь и в моей работе более всего меня привлекали, так сказать, научные поиски. И в каждом фильме необходимо совершать открытия. Работа всегда была тяжкой. После каждого фильма был выжат, болен, измочален, говорил себе: «Все. Хватит с меня кино». Потом как-то приходил в себя… Так бы, наверное, и продолжалось. Но пришел гегемон — компьютер. Рукотворное кино, которым я занимался, практически осталось в прошлом…
       Видимо, в какой-то момент Назаров перераспределил творческую энергию, направив ее на «подзарядку» своих учеников. Преподавал на Высших курсах, помогал молодым в студии «ШАР», сейчас ту же работу продолжает в «Пилоте».
       Теперь ученики — сами прославленные мастера. Но в работах Тумели, Петрова, Алдашина, Демина, Харитиди, Максимова, Айнутдинова и многих других порой угадываешь характерный назаровский юмор, страсть к подробностям и непременно густое сочетание комического с трагическим на одном квадратном сантиметре экрана.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
14.11.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 85
14 ноября 2005 г.

Власть и деньги
Кто унаследовал черное золото?

Нефть в обмен на Ходорковского

Расследования
Итальянские следователи постучали в кремлевские ворота

Все-таки кто строит особняк на берегу Финского залива?

Реакция
Ответ обозревателя «Новой» Юлии Латыниной на письмо адвоката Бориса Кузнецова

Суд да дело
Жалобу Зуры Битиевой рассмотрят в Страсбурге

Дело экс-спикера Краснодарской Думы прекращено

Адвокат Юрий Шмидт: Они делают это без прикрытия

Опыт небасманного правосудия

Обстоятельства
Суд выяснит: был ли марш Евразийского союза и ДПНИ националистическим или фашистским

Цена закона
Закон «О репатриации»: Россияне всех стран, соединяйтесь!

Митинги.Ру
Прошли митинги против военной реформы

Татарские националисты поздравили милицию

Навстречу выборам
Рогозинцы бросали в эфир корки

Таблица разложения

«Наши» просятся в члены хоть какой-нибудь партии

Общество
Попугаище. Страх — главное действующее лицо в методичках «Наших»

Санкт-Петербург
В Питере раздувают костры

Мир и мы
Североафриканцы, громящие Париж, будут использованы российскими властями

Инострания
Старому Свету придется учиться у Нового делать из негров граждан

Хулиганские выходки из положения

Краiна Мрiй
Ющенко пообещал амнистию для миллионов

Финансы
Почему некоторые банки так неосторожны со своей репутацией?

Подробности
Задержаны подозреваемые в нападении на Нальчик

Губернатор Шанцев обидел бывших коллег

Личное дело
Непонятно, чем занимается председатель Российского Красного Креста

Власть и люди
Власти Красноярского края приступают к «сокращению» инвалидов

Четвертая власть
Вышел журнал, из-за которого шоу Павловского переименовали в Realpolitik

Поздравляем самую законную газету

Телеревизор
РТР купило эксклюзивные права на Петросяна

Проспект Медиа
Евгений Киселев: Либо уходишь, либо работаешь, стиснув зубы

Когда-то закуток «Эха Москвы» отпугивал инвесторов

Наши даты
И всё это — Людмила Гурченко

Люди
Ушел Александр Михайлович Любославский

Медицина
Инсулиновая мафия неустанно думает о своих новых пациентах

Спорт
Юрий Семин возглавил «сборную Португалии»

Сергей Андреев: Ничего не жду от нашей сборной в ближайшие десятилетия

Технологии
Не обижайтесь, если стиральная машина устроила потоп

Интернет
Файлоимитаторы. Басманный суд ушел в виртуальную реальность

Исторический факт
Черновик учебника другой истории России. Глава IV

Вольная тема
Тофик Шахвердиев: Своим путем идти можно. Но только в обратном направлении

Библиотека
Римма Казакова: Такое впечатление, что литература никому не нужна

Станислав Рассадин. «Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали»

Свидание
Эдуард Назаров: В каждом фильме необходимо совершать открытия

Музыкальная жизнь
Константин Кинчев, кажется, перестает быть воинствующим христианином

Театральный бинокль
Будущие «современники»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100