NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ШОУ БЕЗ ТОЛКУ
Телепрограммы стремительно теряют свою эффективность
       
       Почему все больше людей говорят о том, что перестали смотреть телевизор? Почему они к нему равнодушны? Этими вопросами задается Василий ГАТОВ, бывший замгендиректора REN TV и издатель журнала «Цветной телевизор», ныне — один из руководителей газеты «Труд»:
     
       
– Телесмотрение — довольно странная штука. Да, есть условно объективные данные, публичные и не очень: TNS/Gallup Media, Comcon, «Телерейтинг». А есть такая субстанция, как эффективность телесмотрения, с одной стороны — эфемерная, а с другой — категорически материальная. Полагаю, что каналы не очень интересуются этим параметром. Как правило, их интересует вал — рейтинг, доля, т.е. те сто и более тысяч рублей за один процентный пункт рейтинга, по которым они могут продать рекламу. Эффективность телесмотрения важна тем, кто использует «ящик» как канал коммуникаций.
       Уже год назад сначала рекламщики, а потом и те, кто работает на политическом поле, заметили, что эффективность телеконтактов стала падать. Они вкладывают в коммуникацию с потребителем/избирателем все больше денег, а эффект слабеет: продажи падают, рейтинг тех или иных политиков не растет. Представьте, что вы кричите, стоя на площади, заполненной людьми. Если на ней тихо, то тебя при определенной мощности голоса слышно. Если же в толпе начинают разговаривать между собой, отвлекаться от трибуны (потому что там говорят не о том/не так), то ты можешь хоть в мегафон кричать, но внимать тебе не будут. Коммуникация не случается, рейтинг твой в толпе уменьшается, хотя она и не разошлась. Примерно так можно представить проблемы с эффективностью телесмотрения.
       Наверное, было бы преувеличением сказать, что число людей, смотрящих ТВ, серьезно падает: оно примерно одинаково в последние 6—7 лет. Лишь в мегаполисах очевидно пришествие DVD-эпохи. В алармистских речах в «Останкине» и вокруг него речь прежде всего о том, что падает качество аудитории. Она все более безразлична к телемесседжам: рекламным ли, политическим или дискуссионным. Причин, на мой взгляд, две.
       Первая. ТВ уже года три как (по политическим или коммерческим причинам, не так уж важно) сориентировалось на самого непритязательного зрителя. И сделало это как субъективно (по принципу «пипл хавает»), так и объективно (чем более высокие требования предъявляли к интеллекту зрителя программы, тем ниже был их рейтинг). Продукция новостных служб, зарегулированных до последней степени в связи с их «политическим» значением, сериалы — это не уникальные коммуникации. Они дублированы дважды-трижды: через DVD, газеты, журналы, интернет. А телеканалу как бизнесу очень важно, чтобы у него были уникальные, доходящие до аудитории месседжи. Иначе какая разница, какой логотип стоит в уголке экрана?
       И сегодня некоторые каналы пытаются найти способ коммуникации с потерянной аудиторией, бороться с «телеглухотой». Очевидно, например, что Первый, в нарушение своих же правил и технологических ограничений, идет на масштабный эксперимент. Две неновостные прямоэфирные программы в день («Пусть говорят» и «Большой обед»), два ежедневных ток-шоу (даже если они и записываются пакетами), а теперь еще и «Гордон-2030» — это огромное напряжение для исполнительской системы канала. Может, я преувеличиваю значимость этого фактора, но выглядит это как желание увеличить эффективность телесмотрения: Эрнсту важно, чтобы люди понимали, что на его канале они имеют уникальный контакт («только в это время и только на Первом!»). Тот контакт, что раньше был в новостях и дискуссионных программах НТВ. Пусть это и другие базовые ценности, но люди часто «покупают» форму, осмысливая содержание потом.
       На самом же НТВ, по-моему, попытка выйти из кризиса осмысленного телесмотрения привела к желанию вызывать у зрителя мощные отрицательные эмоции, демонстрируя ему в прайм-тайм жизнь богатых или людоедов. Премиум-аудитория, которой всегда канал гордился, канула в Лету, и даже привычка к «зеленому шарику» не работает. Думаю, новая аудитория (скажем, активно обсуждаемый сейчас «новый рабочий класс» — офисный пролетариат) вряд ли купится на такое предложение.
       А вот где в связи с обсуждаемой проблемой ничего не происходит, так это на «России»: тройная «мыльная» сериальная линейка, отсутствие прямого эфира, заведомая предсказуемость всего и вся притягивают к «России» женскую непритязательную аудиторию с «блошиными домиками» (теперь не на, а в голове). Субъективно Златопольскому (гендиректор канала Антон Златопольский. — Прим. ред.) и Гохштейну (продюсер канала Геннадий Гохштейн. — Прим. ред.) удалось то, что Роднянский (глава СТС-Медиа Александр Роднянский. — Прим. ред.) хотел сделать с телеканалом «Домашний» — собрать у экрана зрителя по гендерному принципу.
       Могут ли каналы вернуть уходящего/ушедшего зрителя, снова попасть в фокус его внимания? Какой-то отклик усилий Первого и НТВ, конечно, будет. Премиум-аудиторию, «умного» зрителя можно уговорить, упросить, соблазнить — возвращением живого слова. Может быть, Первому и удастся заново собрать «рассеянное внимание» искомой мужской взрослой и серьезной тинейджерской аудиторий. Однако как только ТВ снова станет площадкой общественных дискуссий, будет уже почти невозможно вернуться назад, скажем, в прошлую осень. Когда списки «допущенных к эфиру» составлялись в закулисных комнатах 14-го корпуса Кремля. Подменить месседж, пойти обратно: «вот загнали мы их снова в быдлоящик, ща-а-а-ас объясним, как Родину любить», не получится. Как минимум потому, что ТВ под госконтролем станет окончательно «бабским» и, следовательно, — политически бесперспективным медиумом.
       Второй вывод, что это еще не прелюдия, но уже настройка музыки в оркестровой яме — перед тем, как все-таки начнет развиваться кабельное ТВ общенационального масштаба. Генеральные месседжи, передаваемые на площади такого масштаба, как аудитория двух главных каналов, исчерпаны. Аудиторию надо привлекать специфическим программированием. И никакого другого выхода, кроме предоставления большого списка каналов, нет. Нужен канал, где будут, например, все религиозные взгляды в стране — от отца Тихона до буддистов-ламаистов или буддистов-даосов. Также люди должны иметь канал, на котором будут говорить только о политике. Их, зрителей такого канала, будет мало, но это будет «золотая» аудитория. И никакие политические, экономические ограничения не сдержат того, что должно случиться. Эпоха общедоступного ТВ кончится.
       
       "Новая газета" № 87
       
21.11.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 87
21 ноября 2005 г.

Спорт
Золотая молодежь не выиграет «золото»

В футболе — как в стране

Игра была равна…

Навстречу выборам
№4 и 4 декабря. Кто и как мочит «ЯБЛОКО»

4 стихотворения Евгения Бунимовича

Власть и люди
Шоу «Под стеклом»

Цена закона
Пойдут ли депутаты на поправку?

Новости компаний
Фридман пошел в дамки

«Тушите свет!»
Управляемая демагогия

Париж – Дакар'кался

Волобойские вести

Обстоятельства
Общественная жизнь Забайкалья заметно оживилась с прибытием олигарха

Суд да дело
Исполнительный директор Общества российско-чеченской дружбы подозревается в борьбе за мир

Расследования
Нальчик месяц спустя. Как идет следствие

Шпионский откат. ФСБ «разрабатывает» ученых, разработки которых приносят прибыль

Политические игры
На политической свадьбе в Воронеже не обошлось без мордобоя

Впервые «левые» говорили о человеческом счастье, а не только о державе

Отделение связи
Поволжские мусульмане написали президенту России

Плата за жульё
В Красноярске нашли квартиры для молодых

Супругов развели на квартиру

Власть и деньги
Госдума решила финансировать зарубежные общественные организации

Финансы
Мухи слетаются и на деньги

Надежды стариков пытают

Регионы
Массовое отравление в Магаданской области

Экономика
Почему в Казахстане нет олигархов, но есть собственники

На родине нынешней политической элиты появятся особые экономические зоны

Точка зрения
Владимир Рыжков: Пенсионеров просят быть скромнее

За рулем
Гражданская война на дорогах

Ухаб президента

Инострания
Почему в богатых Эмиратах литр бензина стоит 10,5 руб.

Мир и мы
Скандал вокруг «Мабетекса». Про орлов и Соколов

Тайны японской кухни

Свидание
Александр Городницкий: Близится малый ледниковый период

Телеревизор
Константин Эрнст: Продвинутый зритель нашел нам замену

Телепрограммы стремительно теряют свою эффективность

В России телевизор по-прежнему смотрят порядка двухсот минут в день

Зрители переходят на интернет-ТВ, где каждый может почувствовать себя репортером

Наградной отдел
Телеакадемики без телевидения вручили ТЭФИ программам без эфира

ТЭФИ: скандала не получилось

Кинобудка
Почему в Питере хотят закрыть еще не открытый фестиваль

Культурный слой
«Есенин» вышел из «Бригады», как маленькая матрешка — из большой

Московский наблюдатель
Книжный полк. Люди вооружились фонариками, чтобы спасти книги из библиотеки Минобразования

Библиотека
Полумесячные проблемы. Они не дают покоя писательнице Чудиновой

К сведению…
Чтение — это весело и интересно

И школьникам, и магистрам наук

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100