NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Алексей ГЕРМАН:
СНАЧАЛА ЗАПРЕТИТЬ, А ПОТОМ ПОСМОТРИМ? НИЧЕГО ПОТОМ НЕ ПОСМОТРИМ
Почему в Питере хотят закрыть еще не открытый фестиваль
       
Проект фестивального комплекса на Дворцовой площади.
     
       
В Петербурге бушуют нешуточные страсти. Все началось с предложения продюсера Марка Рудинштейна в городе с окном в Европу организовать новый международный кинофестиваль. «Золотой ангел» по замыслу устроителей должен не только превзойти ММКФ, но и стать «альтернативой Берлину и Венеции». Президентом единственного в стране форума европейского кино согласился быть режиссер Андрей Кончаловский, хотя брат Никита его поступка не одобрил.
       А прописаться конкурентный московскому смотр вознамерился на Дворцовой площади. По проекту организаторов от Дворцовой площади до гостиницы «Астория» запланирована пешеходная зона с кафе, уличными экранами и шестью закрытыми залами для просмотра конкурсных картин на 12 тысяч мест. Павильоны для просмотров сконструируют из прозрачного пластика, во время показов стены будут затемняться. В общем, вот он, фестиваль будущего.
       Смольный проектом вдохновился, ведь это шанс вернуть статус европейской столицы. Но тут по еще не рожденному смотру ударила тяжелая артиллерия. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и режиссер Александр Сокуров выступили с резкой критикой возможного предприятия на святой территории Дворцовой площади. Помимо открытых писем губернатору Матвиенко в прессе появились статьи, обличающие московских буржуинов, вознамерившихся затоптать святая святых — Дворцовую, именуемую гостиной Петербурга.
       Нежданно-негаданно питерская интеллектуальная элита разбилась на два лагеря: сторонников форума и противников. Точку зрения неприятелей фестиваля в историко-культурном центре города представила в «Известиях» научный сотрудник Эрмитажа Юлия Кантор («Доходное место», 06.10.2005). В ее статье — укор интеллигенции города, которая «почти единогласно высказалась «за». «Особенно постарался Алексей Герман, — уточняет автор, — вот уже который год решающий, трудно ли быть богом». Массированную атаку на фестиваль поддержали «статусные представители городской интеллигенции».
       Мы обратились за разъяснением вопроса к Алексею ГЕРМАНУ, всецело поддержавшему идею проведения «Золотого ангела».
       
(Фото — Дмитрий Кондрат)
       
       — Не создается ли питерский форум «назло» московскому?
       — Вовсе нет. Москва уже и так глохнет от шумных, бесчисленных фестивалей, шоу-программ, презентаций. Думаю, Петербург — достойное место для проведения кинофорума. Огромная часть интеллигенции у нас уничтожена, вымерла или разбежалась. Строятся дивные театры, кинозалы, но ведь важно, кто в них придет. Новое поколение интеллигенции вырастет из молодежи, а молодежь сейчас — чаще на дискотеках. Почему бы не создать в городе фестиваль, на котором не избалованные зрелищами жители увидели бы хорошее европейское кино? Иностранные участники повидали бы один из прекраснейших городов мира. Чем это плохо? Почему в связи с этим режиссер Сокуров намекает, что господину Пиотровскому грозит какая-то личная опасность в связи с проведением фестиваля? Наш город — не только хранилище архитектурных сокровищ, он не усыпальница и должен развиваться как живой культурный центр, привлекательный для туристов, предмет гордости для горожан.
       Пусть будет два больших фестиваля: у нас свои кинематографические «Белые ночи», у вас — свои «Очи черные». Мне непонятно, по какому праву эти господа берут на себя смелость решать, что городу можно позволить, а что — «гнать и не пущать». Я — коренной питерец — могу лишь приветствовать идею проведения в моем городе форума европейского класса. Пусть мои соотечественники посмотрят разное хорошее кино.
       — Валентина Матвиенко собрала в Смольном совет представителей властей Санкт-Петербурга и творческой интеллигенции, где была одобрена идея «Золотого ангела». Большинство кинематографистов согласились с тем, что проведение фестиваля европейского уровня станет крупным событием в жизни Петербурга. Впрочем, похоже, оппоненты остались при своих мнениях.
       — Все началось с дискуссии в Смольном. Меня огорчил сам способ ее проведения. Можно спорить, согласовывать позиции. На совещании в Смольном я всего лишь поддержал идею фестиваля. И вдруг из уст известного режиссера услышал: «Не наезжайте на нас». Иная точка зрения — наезд? После совета была организована статья в «Известиях». Заместительница Пиотровского Юлия Кантор написала, что Дворцовая окажется «…местом, где деятели от культуры станут удовлетворять свои художественные (и не только) амбиции». Это та самая журналистка, которая не так давно брала у меня интервью, теперь она позволяет себе щелкать меня по носу: мол, который уже год Герман решает вопрос, трудно ли быть богом. Во-первых, мадам Кантор, богом быть невозможно. Во-вторых, многие вовсе не плохие режиссеры снимали кино довольно долго. На протяжении 17 лет Джармуш собирал свои «Кофе и сигареты». Ричард Раш снимал «Трюкача» 9 лет, Кубрик с «Широко закрытыми глазами» — столько же. Рекорд принадлежит Копполе, который до сих пор пытается доделать, исправить «Крестного отца», поскольку во время съемок на него навалились продюсеры, не позволив полностью перенести авторский замысел на экран.
       К тому же автор статьи допускает неслучайную забывчивость: описывая происки варяга Рудинштейна, вовсе не упоминает имени Андрея Кончаловского, согласившегося возглавить смотр. От этого у статейки появился антисемитский душок, намек на разнообразных рудинштейнов, вайсбергов, айсбергов… И хотя у самой дамы фамилия Кантор, это ничего не значит. В варшавском гетто была еврейская полиция.
       — На новый международный кинофестиваль в Санкт-Петербурге планируется потратить почти 7,5 миллиона долларов…
       — Из городского бюджета не возьмут ни копейки. Деньги дают спонсоры. Пиотровский с Сокуровым возмущены тем, что Дворцовую захватывают «коммерсанты и бандиты». На меня Марк Рудинштейн производит иное впечатление. Он создал главный национальный смотр в Сочи «Кинотавр». Причем с нуля и в то время, когда о российском кино никто и слышать не хотел. Где вы были, господа, когда на всем «Ленфильме» снималась одна картина? Когда моя группа, единственная, протаптывала себе тропинки в глубоком снегу страшных, хоть снимай Ленинградскую блокаду, ленфильмовских дворов. Проката не было вовсе, и только на кинофестивале «Кинотавр» можно было увидеть российское кино.
       — Но неужели нельзя найти компромисс? Может, стоит рассмотреть предложение Михаила Пиотровского и часть фестивальных мероприятий перенести во Двор Генштаба или на Марсово поле.
       — Это решать устроителям и мэрии. Мне известно, что спонсоры, берущие на себя финансирование фестиваля, поставили условие, чтобы смотр проходил на главной площади. Кроме того, проводить фестиваль во дворах с единственным выходом категорически запретили пожарные.
       Пиотровский боится, как он сам сказал, что картинам повредит шум кинопроекторов. Видимо, не слишком хорошо представляет себе, что такое кинопроектор и как он работает. Во всяком случае, «опасность» бесшумного кинопроектора несравнима с работой огромной съемочной группы, которая в стенах Эрмитажа под руководством Александра Сокурова снимала «Русский ковчег». Вообще я восхищен некоторыми работами Александра Сокурова. Единственная, с моей точки зрения, неудача — это как раз «Русский ковчег». Получилось нечто для интуристов.
       Но все-таки не следует сравнивать последствия от работы кинопроектора и последствия от проведения рок-концертов, пивных фестивалей, турниров по стритболу, которые уже имели место на Дворцовой.
       Я не хотел бы, чтобы мое обращение выглядело желанием обидеть господина Пиотровского. Таких желаний и амбиций у меня нет. В давние времена был популярен жанр фельетона (ныне почивший). Влад Дорошевич писал жестко про Станиславского, Гордона Крэга, и это не мешало ему ценить их мастерство. Я не могу сказать, что восхищаюсь господином Пиотровским. Просто мало знаю. Больше вижу по телевизору.
       А если к телевизору обратиться, то — примерно так.
       Вы, господин Пиотровский, — неплохой администратор, говорят, платите сотрудникам достойную зарплату. Это похвально. Но ведь не вы собирали бесценную коллекцию. Вы директорствуете вслед за отцом, назначили вас сверху. Что сделали вы лично?
       Репродукции Ван Гога и Моне продаются для заставок в мобильниках, те же картины превратились в рекламу на банках кока-кола. Может, это знак времени? Но чем он привлекательней фестиваля европейского кино? Вы, как теперь говорят, медийная фигура, и в ярких шарфиках неплохо смотритесь в телевизоре. Но этого не достаточно.
       ...Когда-то, еще в сталинскую эпоху, в школе на родительском собрании меня прорабатывали за какую-то провинность. И вдруг за меня заступился незнакомый человек с седой бородой. Он опекал одного из одноклассников. Был он потертый, сутулый, непрезентабельный. Но все относились к нему с почтением. Отчего-то я несколько раз провожал его куда-то. Один раз он рассказывал мне про гладиаторов. Ярко, подробно, например, про то, что гладиаторы были вовсе не революционерами, а часто богатыми людьми. Когда я все это описал в сочинении, то, естественно, получил двойку. А человек этот мне ужасно нравился. В далеком облаке моего детства остались его очертания. Этим человеком оказался Иосиф Орбели. Вот он для меня и есть директор Эрмитажа. Не побоявшийся обратиться к Сталину, выступивший против распродажи сокровищ Эрмитажа. Подлинный Хранитель. Кстати, дворянин и беспартийный.
       А вы, Михаил Борисович, в относительно вегитарианские, как говорила Ахматова, времена, будучи членом правящей партии, ничего не сказали про танки, которые гоняли по Дворцовой площади, про демонстрации, про «властные» портреты, явно не гармонирующие со старинным обликом площади. На моих глазах вы не совершили ни одного поступка. Вы прославились тем (и сами написали об этом), что просвещаете президента по линии культуры. Президент у нас образованный человек. Полагаю, что про Веласкеса и Рубенса и сам знает. А когда начинают хвастаться отношениями с царем, то делается неловко.
       Вот показали на весь бывший Советский Союз, как Михалкова президент поцеловал, — и все вздрогнули: сдайся, враг. Но президент-то до какого-то там восьмого года… А дальше?.. Надо со следующим целоваться.
       — О потенциальной опасности для Эрмитажа говорит и Александр Сокуров: «Я решительно против даже временного строительства на Дворцовой площади целлофанного табора—пристанища для фестиваля».
       — Сложилась европейская практика, когда центральные площади крупнейших городов не пустуют, а становятся местом проведения форумов национального значения.
       Мне бы хотелось Обратиться и к Александру Сокурову: не надо говорить человеку, который сделал для тебя много: «Не наезжайте на нас». Мы всего лишь спорим. И вам, Александр Николаевич, я ничего плохого не сделал, напротив, всегда старался помочь. Давайте не будем стучать пальчиком по столу друг на дружку. Потому что на меня всю жизнь стучали не только пальчиками. В органы писали, в прокуратуру, гнали со студии. И я в ваших партиях-комсомолах не состоял никогда. А вы все состояли. Верили в «систему»? Хотели быть начальниками? Время постукивания друг на друга кончилось. Оно вот-вот снова возникнет. Я-то уже, слава богу, не доживу, и стучать, к сожалению, будут уже на вас.
       И не стоит грозить пальчиком режиссеру и инсценировать статьи с заведомо неточной информацией.
       ...На днях состоялось что-то вроде пресс-конференции. Часть людей поразили меня своей враждебностью к этому делу. Они даже не захотели ознакомиться с проектом, который оставлял свободной и большую часть площади, и пространство вокруг Александрийского столпа. Они заранее уже сформулировали свое нет. Замечательный режиссер Дмитрий Месхиев попытался обратиться к ним: мол, господа, миленькие, ну хоть посмотрите, не крушите сразу…. Головы на него не повернули, все выкрикивали свое. Несколько достойных людей, я их лично знаю, пишут письмо — «запретить». Ничего не зная, не потрудившись ознакомиться с проектом, не понимая, что этим они одновременно перечеркивают и студенческий фестиваль короткометражек, практически полууничтожают задыхающийся без денег отличный фестиваль документального кино «Послание к человеку»...
       Вирус у нас, что ли, — сначала запретить, а потом посмотрим? А что посмотрим? Ничего потом уже и не будет.
       «Все, что здесь доступно оку, спит, покой ценя». Такой жизни вы в нашем городе хотите?! Она же все равно такой не будет.
       
       Беседовала Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
21.11.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 87
21 ноября 2005 г.

Спорт
Золотая молодежь не выиграет «золото»

В футболе — как в стране

Игра была равна…

Навстречу выборам
№4 и 4 декабря. Кто и как мочит «ЯБЛОКО»

4 стихотворения Евгения Бунимовича

Власть и люди
Шоу «Под стеклом»

Цена закона
Пойдут ли депутаты на поправку?

Новости компаний
Фридман пошел в дамки

«Тушите свет!»
Управляемая демагогия

Париж – Дакар'кался

Волобойские вести

Обстоятельства
Общественная жизнь Забайкалья заметно оживилась с прибытием олигарха

Суд да дело
Исполнительный директор Общества российско-чеченской дружбы подозревается в борьбе за мир

Расследования
Нальчик месяц спустя. Как идет следствие

Шпионский откат. ФСБ «разрабатывает» ученых, разработки которых приносят прибыль

Политические игры
На политической свадьбе в Воронеже не обошлось без мордобоя

Впервые «левые» говорили о человеческом счастье, а не только о державе

Отделение связи
Поволжские мусульмане написали президенту России

Плата за жульё
В Красноярске нашли квартиры для молодых

Супругов развели на квартиру

Власть и деньги
Госдума решила финансировать зарубежные общественные организации

Финансы
Мухи слетаются и на деньги

Надежды стариков пытают

Регионы
Массовое отравление в Магаданской области

Экономика
Почему в Казахстане нет олигархов, но есть собственники

На родине нынешней политической элиты появятся особые экономические зоны

Точка зрения
Владимир Рыжков: Пенсионеров просят быть скромнее

За рулем
Гражданская война на дорогах

Ухаб президента

Инострания
Почему в богатых Эмиратах литр бензина стоит 10,5 руб.

Мир и мы
Скандал вокруг «Мабетекса». Про орлов и Соколов

Тайны японской кухни

Свидание
Александр Городницкий: Близится малый ледниковый период

Телеревизор
Константин Эрнст: Продвинутый зритель нашел нам замену

Телепрограммы стремительно теряют свою эффективность

В России телевизор по-прежнему смотрят порядка двухсот минут в день

Зрители переходят на интернет-ТВ, где каждый может почувствовать себя репортером

Наградной отдел
Телеакадемики без телевидения вручили ТЭФИ программам без эфира

ТЭФИ: скандала не получилось

Кинобудка
Почему в Питере хотят закрыть еще не открытый фестиваль

Культурный слой
«Есенин» вышел из «Бригады», как маленькая матрешка — из большой

Московский наблюдатель
Книжный полк. Люди вооружились фонариками, чтобы спасти книги из библиотеки Минобразования

Библиотека
Полумесячные проблемы. Они не дают покоя писательнице Чудиновой

К сведению…
Чтение — это весело и интересно

И школьникам, и магистрам наук

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100