NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МАШИНКИ ДЛЯ ДЕНЕГ
Люди из нефтегазовой вертикали берут под контроль основные отрасли экономики. Очередная жертва — АвтоВАЗ
       
(Рисунок С. Аруханова)
      
       
Похоже, государственная экспансия вышла далеко за рамки нефтегазового сектора и теперь госкомпании, тесно связанные с администрацией президента, просто скупают оптом все активы, которые плохо лежат. Скорее всего, в ближайшее время сменится собственник АвтоВАЗа. Этого, впрочем, стоило ожидать после ухода из компании Владимира Каданникова. Назывался и наиболее вероятный претендент: самарская группа компаний СОК — главный поставщик комплектующих для завода.
       Однако ситуация развернулась на сто восемьдесят градусов буквально в считаные дни. Губернатор Самарской области Константин Титов заявил, что структуры ФГУП «Рособоронэкспорт» «фактически контролируют» 51% акций завода. Глава Федерального агентства по промышленности и по совместительству «Рособоронэкспорта» Борис Алешин официально подтвердил, что ему предложено войти в новый совет директоров. Однако некоторые эксперты утверждают, что истинным инициатором прихода государства в автомобилестроение был гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов.
       Про Сергея Чемезова известно мало, что вполне объяснимо. Он служил во внешней разведке. Тоже в Дрездене, как и президент. Там и познакомились. С ними вместе, в одной разведгруппе, трудился и г-н Токарев — ныне глава «Зарубежнефти». Часто по служебным надобностям заезжал эмиссар из Москвы — г-н Бельянинов (ныне — в топ-менеджменте «Рособоронэкспорта»). Если добавить к этому, что вице-премьер, курирующий ВПК, — министр обороны Сергей Иванов — однокашник (говорят, даже жили в одной комнате) президента по КИ (высшее учебное заведение, в котором готовят кадры для внешней разведки), то вся картина приобретает некую законченность.
       Если сделка «Рособоронэкспорт» — АвтоВАЗ все же состоится, то впору будет задаться вопросом: а кто, собственно, является инициатором развернутой в последнее время кампании против праворульных автомобилей, увеличения пошлин на иномарки, налоговых атак на сборочные цеха иностранных автокомпаний? Маленький штрих: первым, кто публично обвинил в смерти Евдокимова водителя «Тойоты», был президент. И понятно, что он не сам это выдумал. Может, близкие друзья рассказали?
       
       Отдел экономики
       
       Подробнее о том, как складывается гигантский «президентский» холдинг, взявший под контроль практически все основные доходные отрасли российской экономики (газ, нефть, ВПК, автомобилестроение, атом), читайте в ближайших номерах «Новой».
       
       
«НАШИ АВТОМОБИЛИ ЛОМАЮТСЯ — НО ОНИ СТОЛЬКО И СТОЯТ»
На АвтоВАЗе с нетерпением ждут новых хозяев
       
       
Сотрудники предприятий, сменивших собственника, могут относиться к приходу новых людей с тремя различными ощущениями: с надеждой, опасением или безразличием. Как с этим обстоят дела на Волжском автозаводе, нам рассказал Юрий ЦЕЛИКОВ, заместитель главного инженера управления по техническому обслуживанию автомобилей ОАО «АвтоВАЗ».
       
       
– Никаких официальных документов о том, что на автозаводе произошли какие-то изменения, пока нет. До внеочередного собрания акционеров все будет идти по ранее установленным графикам. Пока ведь высказываются только предложения.
       — А как тогда относиться к заявлению Титова, который сказал, что больше половины акций предприятия принадлежит фактически «Рособоронэкспорту»?
       — Титов — это который губернатор? Титов — такая же амбициозная личность, как Алла Пугачева, он любит обращать на себя внимание. Насколько я понимаю, он сам еще не в курсе некоторых событий.
       В нынешнем совете директоров вазовцев много. А в новом, который, насколько я знаю, рекомендован акционерному собранию, пока от ВАЗа только трое: Владимир Николаевич Кучай, вице-президент по маркетингу и обслуживанию, председатель производственного совета Анатолий Онисимович Мельников и Николай Михайлович Карагин, председатель профкома. Конечно, это будет коллективное решение, но большинство голосов в Совете директоров, видимо, получат «Рособоронэкспорт» и ВТБ.
       Раньше государству было не до нас — оно занималось нефтью. Когда с ней немного разобрались, настало время поставщиков продукции, которая ее потребляет. Обратили взор на наш завод — предприятие с великолепной производственной базой, с умопомрачительной научно-технической структурой… Не использовать этот потенциал в интересах России было бы неправильно.
       — В СМИ муссировались слухи о возможном приобретении АвтоВАЗа группой компаний СОК…
       — Группа компаний СОК очень медленно и плавно заливала все производственные мощности своими кадрами. Соковцы пытались лоббировать свои интересы и в правительстве, но там оказались здравые люди — нельзя же считать, что там сидят одни дураки.
       — Юрий Кузьмич, почему же при всем огромном потенциале завода, о котором вы говорите, наши машины в народе стали называть «ведро с гвоздями»?
       — Проект ВАЗа, который начал давать продукцию в 70-м году, был рассчитан на 40 лет. Значит, этот проект через четыре года должен был умереть — и морально, и физически. Волжский автозавод за эти три десятка лет обновил часть фондов. У нас теперь есть, например, сборочный завод по «Ниве-2123», которую ошибочно назвали «Шевроле-Нива». Еще мы собираем «Калину». Эти два производства, на мой взгляд, вполне сравнимы по качеству с любой иностранной маркой в своей ценовой нише. Да, наши машины ломаются — но они столько и стоят.
       
       
КОММЕНТАРИИ
       
       Представитель серьезных структур Самарской области, сопровождающих процесс реализации автомобилей:
       — Сейчас, скажем так, настроение ожидания. Но АвтоВАЗ есть АвтоВАЗ. На нем живет не только весь Тольятти. Что-то передвинуть здесь крайне сложно, практически невозможно. Тем более в той устаканенной канители, которая сложилась на нынешний момент. Если что-то и изменится, то наверняка на очень короткое время. А потом все придет туда, откуда уходило, с весьма незначительными поправками.
       
       Людмила ТАКОЕВА, пресс-секретарь губернатора Самарской области Константина Титова:
       — Константин Алексеевич не говорил, что 51% акций принадлежит «Рособоронэкспорту». Он сказал, что они в принципе могут саккумулировать эти акции — в будущем. А сейчас они ими, безусловно, не владеют.
       — А можно узнать мнение Константина Алексеевича: это все-таки произойдет? Как это отразится на экономике области?
       — Да, это произойдет…
       
       
ОЦЕНКИ
       
Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:
«Сможет ли новый менеджмент вывести завод на новый уровень? Все бывает!»
       
       
Поначалу все думали, что в лоно государства будут возвращать предприятия только нефтяной и газовой промышленности. Но история с АвтоВАЗом лишний раз показывает, что это всеобщая тенденция. Если раньше проводили приватизацию, то сейчас проводят национализацию.
       В автомобилестроении разразился давно ожидаемый кризис. То, что российские машины неконкурентоспособны, было ясно давно. И даже несмотря на постоянные повышения пошлин, потребитель проигнорировал более дешевые отечественные машины. Вместо этого люди стали покупать более дорогие новые иномарки.
       Политика по отношению к автомобильной промышленности, которая проводилась до сих пор, состояла в том, чтобы не тратить больших денег, не осуществлять масштабную модернизацию, не жертвовать ничем. А нужно было, идя на любые уступки, привлечь сильных иностранных инвесторов, изыскать деньги, которые позволили бы что-то сделать с АвтоВАЗом. Мы упустили все эти возможности. То, что произошло дальше, я представляю себе так: Владимир Васильевич Каданников пришел в Кремль и сказал: «Все, я больше ничего не могу. Либо вы поможете, либо будет падать производство автомобилей». И политики стали искать выход в привычном для себя направлении.
       Сможет ли новый менеджмент вывести завод на новый уровень? Все бывает. Я очень позитивно отношусь к Борису Сергеевичу Алешину, он совершенно неглупый человек. Но у него еще масса должностей и обязанностей. Я считаю, что уже давно, намного раньше, можно было бы отдать за гроши завод так, чтобы только сохранить рабочие места на какое-то время и привлечь новые технологии, новые бренды. У нас же опять ничего лучшего, кроме как проводить национализацию, хотя бы в такой прикрытой форме, не придумали. Мне кажется, что эта общая линия губительна для страны в целом.
       
Вячеслав ЛЫСАКОВ, лидер общественного движения «Свобода выбора»:
«Нас пытаются заставить покупать навязанный товар»
     
       
– У меня давно уже складывается впечатление, что в стране развязана настоящая кампания, похожая на информационное сопровождение планируемой отмены праворульных автомобилей. И вот в последние дни вдруг появились на свет божий уши тех, кто всю эту кампанию, скорее всего, инспирировал и режиссирует, используя даже смерть известного губернатора.
       Оказалось, что государство, если верить информации СМИ, берет АвтоВАЗ под контроль. Становится ясно, что ближайший ценовой конкурент отечественного автопрома, а именно японский праворульный секонд-хенд, снова мешает. И мешает серьезным людям, имеющим серьезные намерения и серьезные аппетиты. Не думаю вот только, что их намерения возродить автопром — серьезны. Голодного можно накормить таким большим финансовым пирогом; голодного, больного, но не мертвого. А вот отпилить себе по куску, делая вид, что реанимируешь агонизирующее тело, вполне реально. Крупные силы задействованы для того, чтобы отменить или резко ослабить конкуренцию, заставив тем самым покупать навязанный в прямом смысле товар.
       
       Публикацию подготовила Дарья МАРЧЕНКО
       
28.11.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 89
28 ноября 2005 г.

Болевая точка
Когда стреляли танки? Сегодня это самый важный вопрос

Расследования
На Буденновском консервном заводе обнаружили склад оружия

Кто замешан в плове Касьянова?

Таинственный орден. Предвыборная история в ксерокопиях с обвинениями и оправданиями

Навстречу выборам
Битва за Москву – 3. Обзор основных интриг

Политические духи подземки

Личное дело
Как Виктор Шендерович выиграл у Марка Твена

Реакция
Заявление адвоката Дмитрия Аграновского

Политические игры
Все любят «Единую Россию»

Сибирский рок. Съезд «Единой России» в Красноярске

Четвертая власть
Ольга Романова: Я не тварь дрожащая!

Подробности
Почему «Новая» стала дороже? Некоторые живут на пересылках

Цена закона
Закон о парламентских расследованиях слегка подкорректирован

Текст закона об НКО депутатам вручили за 17 часов до голосования

Чего вы не хотели знать о реформе здравоохранения

Реформа пройдет болезненно. Врачи уже выходят на улицу и перекрывают трамвайные пути

Обстоятельства
Главкому ВВС хватило смелости признать ошибку летчика Троянова

Специальный репортаж
Китайские фракции посетят Россию. Репортаж из зараженного Харбина

Суд да дело
Слесаря признали виновным во взрыве жилого дома

Михаил Трепашкин оставлен в колонии

Подсудимые по делу о зачистке Благовещенска угрожают пострадавшим и очевидцам

Плата за жульё
Общежития — в собственность жильцам

Новости компаний
«Форд» собирает стачки. На всеволожском заводе создан принципиально новый российский профсоюз

Люди из нефтегазовой вертикали берут под контроль основные отрасли экономики

За рулем
В Москве проходит эвакуация. Водители не находят себе места

Краiна Мрiй
Новые украинские власти уже не могут игнорировать мнение своих граждан

Украина отказывается покупать российский газ по европейским ценам

Секретарь Совета национальной безопасности Украины отвечает на вопросы «Новой»

Регионы
Борьба кубанских мальчиков

Спорт
Чемпионат мира по футболу выиграют немцы?

Пять зайцев главного тренера «Динамо» Крикунова

Наши даты
Установлен памятник Владимиру Богомолову

28 ноября — 90 лет со дня рождения Константина Симонова

Королева-мать нашего кино. Нонне Мордюковой — 80 лет

Кинобудка
90-е — время усеченной культуры? Пожалуй

Помощь государства отечественной кинематографии в ближайшие пять лет сократится

Прошла премьера фильма, снятого по сценарию обозревателя «Новой» Ларисы Малюковой

Театральный бинокль
Фестиваль NET-2005 кажется парадом форм. И именно в этом — его содержание

Свидание
Формула счастья актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Полины Агуреевой

Музыкальная жизнь
Бони Тайлер любит пиво за 24 копейки

К сведению…
Если корова не растение, то откуда в сгущенном молоке растительные жиры?

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100