NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ФРИДА НА ФОНЕ ЛАРЫ
В Доме кино прошла премьера полнометражного документального фильма о Фриде Кало, снятого по сценарию кинообозревателя «Новой» Ларисы Малюковой
       
"Приговоренные к фиесте": мучительный спор Фриды с Фридой.
     
       
Документальная «Фрида на фоне Фриды» — безусловно, вызов «Фриде» игровой, знаменитому фильму с Сельмой Хайек, который вывел Фриду Кало на второй виток культовости после тех лет, когда она со своим сюрреализмом и коммунизмом, Риверой и Троцким, безумными нарядами и разрисованными корсетами, страшными травмами и дикой красотой была одним из самых популярных персонажей мировой артистической моды. Голливудский миф Джули Теймор дрейфует между биографией и географией, как все экзотические портреты в экзотических экс- и интерьерах.
       Но, как бы там ни было, «Фрида» Хайек — Теймор послужила истоком новой волны «фридомании», не миновавшей и российский художественный контекст. Самым ярким жестом стала выставка Фриды Кало в галерее «Дом Нащокина», о которой упоенно рассуждали модные ребята. При том, что выставка состояла из репродукций. Истинно русская манифестация причастности к западным культурным играм.
       И теперь вот «Фрида на фоне Фриды» — тоже вроде как ход в этой общей игре. И снова женская сборная. Но «наши девушки», в отличие от американских, перешагивают через любовный роман для домохозяек. Свой женский праздник они справляют в небывалом сочетании артдокумента с балаганом, как я люблю: пестрое с пестрым. Отчего у этого 8 марта воистину съезжает крыша и кровит душа, и варварская, то есть самая поэтичная, откровенность заливает кухню, как стосвечовая лампочка без абажура. Так и должно быть, когда «на троих» соображают бабы, даже такие изысканные и высококультурные, как эти. Плюс четвертая — сама Фрида как она есть: не только с усами, бровями и небритыми подмышками, но и — «приговоренная к фиесте».
       Это второе название картины выводит миф о Фриде Кало на иную орбиту. Модный фетиш, праздничное чучело вроде Масленицы — заложник мифологии, выросшей на ее могиле, как какая-нибудь развесистая араукария с листьями арбузного окраса. Бедная Фрида, любовница смерти, наивно раскрасила свою жизнь кровью и супом гаспачо. Беспомощная калека, изнуренная выкидышами и фантазиями на их тему. Вечный подросток, раздираемый болью и комплексами. Бедная возлюбленная мира.
       Инна Чурикова озвучила мучительный спор Фриды с Фридой. В ее голосе — не просто два разных тембра и две разные интонации. В нем, как в системе «Долби», — стереоскопия звука. Два характера: нежный, доверчивый, женственный, преданный — и циничный, жесткий, избывший иллюзии, ничего не прощающий. Жизнь и смерть. Сверкающая фиеста и скорбь утраченного праздника страсти и красоты. «Я умерла, — говорит она, — когда мне было… 47?». Неожиданный цветок кактуса, вопросительная интонация, некролог от первого лица… Бедная Фрида.
       Режиссер Наталья Назарова, художник по первому образованию, плавает в индейском сюрреализме небывалого, чуждого европейскому сознанию хеппенинга Дня мертвых, в жирной живописи мексиканского базара и кровавом колорите любви, погружаясь туда с головой. Порой она почти растворяется в напоре иного цвета, иной боли и иной оптики. Но неизменно выплывает, ведомая жесткой лоцией сценария.
       Бессмысленно гуляя по Сан-Франциско, я набрела на странный магазинчик. Он назывался Аround Frida, что можно перевести как «вокруг Фриды». Там продавались куклы и альбомы Фриды Кало, детские книжки-комиксы с героиней Фридой-девочкой: круглолицей, с брежневскими бровями; краски и фломастеры «Фрида», надувные Фриды-шарики, шарфы, фартуки и прихватки для горячего, шапочки «Фрида», жевательная резинка, духи и такая, знаете, игрушечка, которая у нас называется «тещин язык», — рулончик с мундштучком: дуешь — и эта штука разворачивается тебе в голенькую брюнетку, что при тотальной инвалидности Фриды Кало можно объяснить лишь простодушием американцев.
       Я хотела приобрести в этом шопе какой-нибудь подарочек для моей подруги Лары Малюковой, которая в это время писала, дымясь от напряжения, сценарий «Фриды на фоне Фриды». Но не купила. И правильно сделала. Потому что, как понимаю теперь, от любого из этих подарков бедную Лару стошнило бы и она не смогла бы работать столь продуктивно. Потому что сценарий Лариса Малюкова писала удивительный.
       В отличие от Натальи Назаровой она не была в Мексике. Но по сценарию, который она в те дни сочиняла, выжженная земля Мексики, подъемные краны кактусов и настоящая текила ничего нового не добавили бы. Примерно как Прусту не требовалось выходить из зашторенного кабинета, чтобы писать сагу о своем детстве.
       Лариса Малюкова реконструировала детство Фриды Кало, так сказать, по черепу — по дневникам и картинам, не касаясь стен синего дома и не дотрагиваясь до расписных гипсовых корсетов, которые прикованная к постели художница разрисовывала бабочками и птицами, всю жизнь мечтая о крыльях. Лара сочиняла диалоги, придумывая свою Фриду и ее альтер эго, наблюдателя из глубины зеркала, — и у самой постепенно отрастали эти самые крылья воображения. Критик с уклончивой улыбкой превращался в поэта. В постоянном споре, который Фрида ведет сама с собой, открывается ее фантастическая двойственная природа: больной женщины и неистового художника; любви и ненависти к Диего; физического распятия и мечты о полете; вечной боли и безумной жажды жизни…
       Лара Малюкова никогда не бывала в горячих точках. Но, жена хирурга, она кое-что знает о человеческой боли. Андрей выезжал на тот теракт в электричке, когда взрывчатка была заложена внизу и детям, ехавшим в санаторий, оторвало ноги. Всем. В следующий раз взрывчатку укрепили сверху...
       Это контекст их жизни, доктора и его жены. Писателя и ее мужа. И их детей. Детей, которых так хотела крылатая художница из синего дома.
       …У нас с Ларой есть такой пароль, из «Дикой собаки динго». «Ты плакала? Ты плакала».
       
       Алла БОССАРТ, обозреватель «Новой»
       
28.11.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 89
28 ноября 2005 г.

Болевая точка
Когда стреляли танки? Сегодня это самый важный вопрос

Расследования
На Буденновском консервном заводе обнаружили склад оружия

Кто замешан в плове Касьянова?

Таинственный орден. Предвыборная история в ксерокопиях с обвинениями и оправданиями

Навстречу выборам
Битва за Москву – 3. Обзор основных интриг

Политические духи подземки

Личное дело
Как Виктор Шендерович выиграл у Марка Твена

Реакция
Заявление адвоката Дмитрия Аграновского

Политические игры
Все любят «Единую Россию»

Сибирский рок. Съезд «Единой России» в Красноярске

Четвертая власть
Ольга Романова: Я не тварь дрожащая!

Подробности
Почему «Новая» стала дороже? Некоторые живут на пересылках

Цена закона
Закон о парламентских расследованиях слегка подкорректирован

Текст закона об НКО депутатам вручили за 17 часов до голосования

Чего вы не хотели знать о реформе здравоохранения

Реформа пройдет болезненно. Врачи уже выходят на улицу и перекрывают трамвайные пути

Обстоятельства
Главкому ВВС хватило смелости признать ошибку летчика Троянова

Специальный репортаж
Китайские фракции посетят Россию. Репортаж из зараженного Харбина

Суд да дело
Слесаря признали виновным во взрыве жилого дома

Михаил Трепашкин оставлен в колонии

Подсудимые по делу о зачистке Благовещенска угрожают пострадавшим и очевидцам

Плата за жульё
Общежития — в собственность жильцам

Новости компаний
«Форд» собирает стачки. На всеволожском заводе создан принципиально новый российский профсоюз

Люди из нефтегазовой вертикали берут под контроль основные отрасли экономики

За рулем
В Москве проходит эвакуация. Водители не находят себе места

Краiна Мрiй
Новые украинские власти уже не могут игнорировать мнение своих граждан

Украина отказывается покупать российский газ по европейским ценам

Секретарь Совета национальной безопасности Украины отвечает на вопросы «Новой»

Регионы
Борьба кубанских мальчиков

Спорт
Чемпионат мира по футболу выиграют немцы?

Пять зайцев главного тренера «Динамо» Крикунова

Наши даты
Установлен памятник Владимиру Богомолову

28 ноября — 90 лет со дня рождения Константина Симонова

Королева-мать нашего кино. Нонне Мордюковой — 80 лет

Кинобудка
90-е — время усеченной культуры? Пожалуй

Помощь государства отечественной кинематографии в ближайшие пять лет сократится

Прошла премьера фильма, снятого по сценарию обозревателя «Новой» Ларисы Малюковой

Театральный бинокль
Фестиваль NET-2005 кажется парадом форм. И именно в этом — его содержание

Свидание
Формула счастья актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Полины Агуреевой

Музыкальная жизнь
Бони Тайлер любит пиво за 24 копейки

К сведению…
Если корова не растение, то откуда в сгущенном молоке растительные жиры?

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100