NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДА, АЗИАТЫ МЫ. НАМ ВНЯТНА ЕВРОПА
Фестиваль NET-2005 кажется парадом форм. И именно в этом — его содержание
       
"Между собакой и волком". "Формальный театр", Санкт-Петербург. (Фото Владимира Луповского)
     
       
Театр словно вступил в эпоху великих географических открытий. Он храбро вступает на территорию варварских (уж по крайней мере иных по корням и верованиям) племен. Это танец, миманс, перформанс, клубное действо на грани stand-up comedy, цирковая акробатика, лазерные и компьютерные технологии шоу.
       Общего вербального языка у племен (то бишь жанров) почти нет. Зато в их контакте резко возрастает смысловая нагрузка зрелища и жеста.
       
       
Два российских спектакля NET-2005 — «Голая пионерка» Кирилла Серебренникова («Современник») и «Между собакой и волком» Андрея Могучего (Формальный театр, Санкт-Петербург). И Серебренников, и Могучий переносят на сцену романы. Необъятные, сосредоточенные на своем писательском лабораторном эксперименте — на исследовании биохимии русского языка. И разных его мутаций. Эти романы объединяет одно: их совершенно невозможно инсценировать! Но Серебренников и Могучий и не инсценируют. Они заняты иным: переводом текстов на изощренный визуальный язык.
       «Между собакой и волком» Саши Соколова — единый монолог. Плотный, как старинное шитье: шелком, монастырской золотой канителью, придорожной сухой травой, грязным побродяжьим бинтом, усадебной синелью, колючей проволокой. 500 страниц бормотания хромого точильщика Ильи Дзындзыреллы, бездомного философа из «артели индивидов им. Даниила Заточника». Зимние холмы и чернолесье над Итиль-рекой, Волчьей рекой, Волгой-рекой. Сигнальные огни буксиров и тепловозов, раздрызганные пристани, слободки, бараки, медленное одичание точильщиков русского слова ручной работы.
       В спектакле Андрея Могучего роман действительно воссоздан. Почти без слов. Полупрозрачная бумага-вощанка, оттененная синей театральной теменью и резким белым светом дальних бакенов, закрывает сцену, трещит на ветру, как волжский лед. Стропила сторожки увешаны бог весть чем — клещами, хомутами, железнодорожными фонарями, старыми бутылями в оплетке. Вот и энциклопедия русской жизни в картинках.
       А в энциклопедии русской жизни есть статьи, без которых нам никуда. На сцене — тощий Пушкин (в домодельных валенках, с клочковатыми бакенбардами, суетливо-затравленный, пародийный) грызет воронье перо. Кажется — пишет не «Онегина» в Михайловском, а поэму «Москва — Петушки». И жжет почем зря коммунальный свет. За его спиной на видеоэкране дрожат кадры из черно-белого очень старого фильма. Там — он же самый. Благородный профиль, бобровый воротник, цилиндр. Элегическая задумчивость. Белые, как русский ампир, снега. И это «раздвоение личности Пушкина» говорит без слов. О нас и нашем наследии. О том, сколько воды утекло в реке Волчьей. Больше, чем сказал бы любой монолог.
       Из той же «энциклопедии русской жизни» почти обрядовая сцена свадьбы. Робкую Арину одевают к венцу в оранжевый дорожный жилет. Посыпают склоненную, гладко причесанную девичью голову зерном и хмелем.
       «Между собакой и волком» Андрея Могучего и сценографа Алексея Богданова — фронтир. Граница между новыми приемами и давними смыслами.
       
       
NET был задуман в 1990-х для того, чтобы познакомить московского зрителя с новым европейским театром. Но (как это уже не раз бывало в России) взрывное расширение знания принесло плоды довольно быстро: обмен стал взаимным. На фест-2005 труппа Fraction из Брюсселя привезла свою версию «Кислорода» Ивана Вырыпаева в постановке болгарского режиссера Галина Стоева. Оказалось: «Кислород» отлично звучит на французском (перевод Татьяны Могилевской и Жиля Ромеля), не теряя ни драйва, ни благородства евангельских аллюзий, проступающих в ритме рэпа.
       При этом Oxigene Селин Боломе и Антуана Опенхайма не похож на «Кислород» «Театра.doc». По-русски «Саша из Москвы и Саша из Серпухова» говорят с залом о судьбах поколения и Отечества. Обаяние Арины Маракулиной в московском «Кислороде» отмечено всеми, но у нас история «Саши и Саши» — менее всего история любовная.
       Актеры брюссельского дуэта говорят не с залом — друг с другом. Sacha et Sacha — прежде всего влюбленные. При этом политкорректность и паритет «гендеров» пали под натиском актерской одаренности: явно лидирует Антуан Опенхайм — пластичный, впитавший опыт французского миманса Арлекин из кампуса.
       Второй франкоязычный спектакль NET-2005 — «К Пентесилее» Эрика Лакаскада. Спектакль по мотивам Генриха Клейста примечателен уже тем, что Пентесилею (мифическую царицу амазонок), Ахилла, античный хор играет одна актриса — Дариа Липпи. Зато над моноспектаклем работали двенадцать режиссеров и хореографов. Показанный впервые на Авиньонском фестивале 2003 года спектакль просто соткан из «пограничных форм». Сдержанный, почти бесцветный женский голос излагает миф о царстве Амазонок и ежегодном «празднике Роз», где воительницы соединялись с юношами, почти взятыми на копье. С одной целью: продолжить род амазонок дочерьми.
       История любви Пентесилеи к Ахиллу — история единоборства. Судороги гордого помраченного сознания, для которого любовь и смирение противоестественны. Почти обнаженная, она стоит у рампы. Черно-алые узоры проекции стекают по ее телу, превращая актрису в видение античной архаики.
       Это лазерное шоу на обнаженном теле точно смыкает времена. Архаическое исступление просыпается в героине Дариа Липпи. Четыре цирковых каната со стальными кандалами фиксаторов подымают Пентесилею в воздух. Во тьме, полураспятая, она рычит, бьется с тьмой и отдается ей не в силах покинуть собственное тело. Но не в силах сбросить и жесткий, как пыточное орудие, кодекс «войны полов».
       Она шепчет в микрофон — хриплое эхо разносит слова по полю боя. На экран проецируются пересохшие губы, чудовищная в таком увеличении Циклопова пещера рта. Если все, чем жива, чем вскормлена амазонка, — истина, она обязана убить Ахилла. Уже за то желание покориться, которое вызвал у нее сын Пелея. И она выйдет победительницей из поединка. Чтоб, отойдя от языческой ярости победы, убить себя. Со словами: «Мы победительницы. Мы их истребили. Где же герои для нашего праздника Роз?».
       Строки Клейста звучат горько и трезво. Словно их цитируют вскользь на площади Сорбонны — через поколение после Симоны де Бовуар, в эпоху «Платформы» Уэльбека.
       
"Back in the USSR". "АРТиШОК", Казахстан. (Фото Михаила Гутермана)
   
       
Спектакль театра «АРТиШОК» (Казахстан) Back in USSR — куда как попроще. Хотя, как ни странно (не странно!), три пионерки — Петрова, Иванова и Васильева — с училкой Эльвирой Генриховной (она же немецкая журналистка наших дней) тоже живут в чисто женском царстве. Реквизит спектакля Галины Пьяновой знаком каждому: классная доска, канат из спортзала, самодельная розовая карта СССР с разлапистой звездой столицы, пара гипсовых Ильичей, пионерское знамя — и перекидной календарь на всю «пятилетку пышных похорон» с траурными портретами трех генсеков.
       Визг, хохот, линейка под салютом, пара анекдотов тех лет, школьная форма: у очкастой балды Ивановой вечно отпорота подпушка юбки, у «номенклатурной дочки» Васильевой — фартук из черного гипюра и первый в классе бюстгальтер (импортный!).
       Декорации, собственно, нет. Есть нечто получше: песни советских композиторов. Песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова, помпезная (и трагически елейная, если вспомнить, что музыка — Шостаковича) «Родина слышит, Родина знает», «Арлекино» (дебют Аллы Борисовны в дыму торфяных пожаров 1974 года), «Синий-синий иней лег на провода» и прочие запасники того музея советского быта, который все же выжил у нас в подкорке. Мебель — польская, духи — французские, танец — белый. Кто сам стесняется танцевать, расталкивает парочки (судя по тому, как безутешно хохотал и подвывал фестивальный зал, так было у всех).
       Гипсовый бюст вождя разбили, размели осколки по углам так халтурно, как умели только советские школьницы советской шваброй. На детской площадке восьмиклассницы хлебают из горлышка — и самая отчаянная лезет по пожарной лестнице с криком: «Сережа, я тебя люблю! Се-ре-жа!». Нет ей ответа. Детский мир, одним словом. Он же потерянный рай.
       В отчаянной драке (под песню «Беловежская пуща») карту Страны Советов порвут в клочки. И будут плакать втроем. Тетеха Иванова станет бизнес-вумен. А длинноногую красавицу, которая была в «Артеке» и пила там «Пепси», — в угарных 1990-х на ходу выбросят из машины. Они очень искренни и пластичны, актрисы из Алма-Аты (Елена Набокова, Вероника Насальская, Елена Тайматова, Патрисия Гермес). Но инсталляция из готовых сюжетов общей памяти действует на зрителя примерно так же и тем же, что и рынок в Измайлове.
       Пожалуй, единственный общий вывод из спектаклей NET-2005: нам внятно все. И телогреечки артели индивидов им. Даниила Заточника, и авиньонская амазонка, окровавленная архаикой боди-арта, и синий-синий иней пионерских дискотек. То ли это мультикультурность, то ли стихотворение «Скифы» («Да, скифы мы, да, азиаты мы…») из учебника за десятый класс.
       
       О последних спектаклях фестиваля — в следующем номере.
       
       Елена ДЬЯКОВА, обозреватель «Новой»
       
28.11.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 89
28 ноября 2005 г.

Болевая точка
Когда стреляли танки? Сегодня это самый важный вопрос

Расследования
На Буденновском консервном заводе обнаружили склад оружия

Кто замешан в плове Касьянова?

Таинственный орден. Предвыборная история в ксерокопиях с обвинениями и оправданиями

Навстречу выборам
Битва за Москву – 3. Обзор основных интриг

Политические духи подземки

Личное дело
Как Виктор Шендерович выиграл у Марка Твена

Реакция
Заявление адвоката Дмитрия Аграновского

Политические игры
Все любят «Единую Россию»

Сибирский рок. Съезд «Единой России» в Красноярске

Четвертая власть
Ольга Романова: Я не тварь дрожащая!

Подробности
Почему «Новая» стала дороже? Некоторые живут на пересылках

Цена закона
Закон о парламентских расследованиях слегка подкорректирован

Текст закона об НКО депутатам вручили за 17 часов до голосования

Чего вы не хотели знать о реформе здравоохранения

Реформа пройдет болезненно. Врачи уже выходят на улицу и перекрывают трамвайные пути

Обстоятельства
Главкому ВВС хватило смелости признать ошибку летчика Троянова

Специальный репортаж
Китайские фракции посетят Россию. Репортаж из зараженного Харбина

Суд да дело
Слесаря признали виновным во взрыве жилого дома

Михаил Трепашкин оставлен в колонии

Подсудимые по делу о зачистке Благовещенска угрожают пострадавшим и очевидцам

Плата за жульё
Общежития — в собственность жильцам

Новости компаний
«Форд» собирает стачки. На всеволожском заводе создан принципиально новый российский профсоюз

Люди из нефтегазовой вертикали берут под контроль основные отрасли экономики

За рулем
В Москве проходит эвакуация. Водители не находят себе места

Краiна Мрiй
Новые украинские власти уже не могут игнорировать мнение своих граждан

Украина отказывается покупать российский газ по европейским ценам

Секретарь Совета национальной безопасности Украины отвечает на вопросы «Новой»

Регионы
Борьба кубанских мальчиков

Спорт
Чемпионат мира по футболу выиграют немцы?

Пять зайцев главного тренера «Динамо» Крикунова

Наши даты
Установлен памятник Владимиру Богомолову

28 ноября — 90 лет со дня рождения Константина Симонова

Королева-мать нашего кино. Нонне Мордюковой — 80 лет

Кинобудка
90-е — время усеченной культуры? Пожалуй

Помощь государства отечественной кинематографии в ближайшие пять лет сократится

Прошла премьера фильма, снятого по сценарию обозревателя «Новой» Ларисы Малюковой

Театральный бинокль
Фестиваль NET-2005 кажется парадом форм. И именно в этом — его содержание

Свидание
Формула счастья актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Полины Агуреевой

Музыкальная жизнь
Бони Тайлер любит пиво за 24 копейки

К сведению…
Если корова не растение, то откуда в сгущенном молоке растительные жиры?

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100