NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПРОСТОДУШНЫХ
В единственном в стране театре для людей с синдромом Дауна — громкая премьера
       
Антон Дебелов и Ольга Тарасова. (Фото Сергея Кузнецова, "Новая газета")
      
       
Режиссер Игорь с фантастически подходящей ему фамилией Неупокоев приготовил полуфабрикат и безо всякого стеснения представил его публике. Вряд ли какой другой постановщик в мире согласился бы, чтобы зрители увидели швы, крепы, паузы, длинноты и недоделки в новом, не готовом еще спектакле. А Неупокоев показал и был рад сценической площадке (спасибо Театру.Doc) и самой возможности прогона. Поскольку у его «Театра Простодушных», где играют семь человек с синдромом Дауна, нет своего помещения для репетиций. Нет денег, чтобы его снимать. Нет спонсора, чтобы этих денег попросить. И потому каждая встреча его с артистами — это и репетиция, и прогон, и показ, и полупремьера.
       
Елена Чумакова, Игорь Неупокоев, Сергея Макаров. (Фото Сергея Кузнецова, "Новая газета")
    
       
Еще лет десять назад Игорь Неупокоев не собирался быть режиссером, ставить и руководить. Был он актером — начал образование в Школе-студии МХАТа, закончил во ВГИКе, работал на сцене, играл в кино («Свидетель», «Его батальон», «Строптивая мишень», «С любовью, Лиля» и др.). Делал, словом, карьеру. Однажды зимой в санатории «Ока» родители детишек с синдромом Дауна, что отдыхали там же, попросили актера Неупокоева поставить с ребятами что-нибудь. В местной библиотеке нашлась «Дюймовочка». И получилась сказка. Из его представлений, из их неумения, искренности и желания.
       Через несколько лет Игорь принес в Ассоциацию Даун-синдром некий экспериментально-творческий проект. Взяв список из 200 семей, членов ассоциации, начал их обзванивать.
       — Я звонил и не знал, сколько лет человеку, каково его состояние, способен ли он работать, — говорит Неупокоев. — Половина соглашались прийти. Другие отказывались: я работаю, мне неудобно, мы старенькие, не сможем ездить. В итоге из двух сотен семей пришли двадцать. Остались те, кто хотел работать в спектакле.
       Даже тогда, в 99-м, когда начались репетиции «Копейкина», коллектив был неким временным объединением. Чрезвычайно важным для социальной адаптации людей с особыми потребностями, но все-таки временным.
       Три года Неупокоев воплощал свой проект. Репетировали где придется. Актер, ставший режиссером, объяснял ребятам их движения, шаги, взгляды, жесты. Они мало что умели. Выходили и молча стояли, когда надо было играть. Просто стояли.
       — Разницы в работе с ними и с обычными актерами, в общем, нет. Обычный актер может не сделать чего-то с первого раза. Надо пять раз повторить, чтобы понял. А особому артисту нужно сказать и показать сто пять раз. Различие — в большей кропотливости, в больших усилиях.
       Неупокоев тысячи раз проигрывал то, что хотел от своих актеров. После репетиций валился дома на диван и лежал, не двигаясь. Сил не хватало даже на то, чтобы включить чайник…
       Но потихоньку, по чуть-чуть динамика пошла, ребята включились в материал, зажили, заиграли, стали давать эмоции. Их родители были удивлены и обрадованы, обнаружив в детях не просто способности к лицедейству, а настоящий драматический дар. В каждом.
       Теперь артисты ждут и жаждут работы, исступленно учат роли и с упоением репетируют. После трех лет работы над «Копейкиным» состав закрепился, и творческий союз из переменной стал постоянной величиной.
       
       
Подобные театры, где играют только люди с синдромом Дауна или смешанные труппы, живут и процветают в Испании, Германии, Англии, Бельгии, Венгрии… В России такой один. Самодеятельные интернатовские кружки не в счет. Неупокоев вместе с родителями своих актеров ездил в Швецию завидовать.
       — У них свое помещение — огромное, бывшая телестудия. Студия переехала, и им его отдали. Диваны, телевизоры, компьютеры. У каждого из членов труппы — свой ключ! Они репетируют и играют, получая за это зарплату. Швеция — это рай для инвалидов. А Россия для инвалидов — ад.
       Режиссер писал и лично, как почтальон Печкин, разносил послания с просьбами о помощи и приглашениями на спектакли в правительство Москвы, Комитет по культуре, Департамент соцзащиты, Минздрав и Минтруда. Все зря.
       — В Швеции — железные законы. Люди их исполняют, платя, например, налоги — у них это большой процент от заработка, чуть ли не 40. И ты можешь записаться на прием к любому депутату, министру, и они тебя примут. А у нас? Двести лет назад Гоголь написал «Копейкина» — о том, как не достучаться. И в этом — ничего не изменилось.
       Ни разу ни один из чиновников не пришел и не позвонил. И Неупокоев перестал тратиться на глухих и толстокожих. Потому как рядом с ним были живые и трепетные.
       
       
Их семеро, актеров «Театра Простодушных»: Елена Чумакова, Мария Нефедова, Елена Серна, Антон Дебелов, Сергей Макаров, Дмитрий Поляков и Руслан Ванян. Многие занимаются в московском Арт-Центре, что на Сретенке, — пластика, живопись, пение. Ребята участвовали в качестве моделей в фотопроектах Рауфа Мамедова (реконструкции библейских сюжетов). Работы эти выставлялись в Галерее Марата Гельмана. Дмитрий Поляков, Елена Серна, Мария Нефедова — флейтисты. Лена к тому же предпочитает декоративно-прикладное искусство (поделки), Маша — танцы и конный спорт. Несколько дней в неделю Маша работает в центре ранней помощи «ДаунсайдАп».
       Премьеру «Приходите!.. Завтра?!» в 2002-м играли в Театре.Doc, потом кочевали по сценам Дома актера, Центра Высоцкого, Театра Елены Камбуровой. Спасибо всем, кто пригревал в прошлом (и приютит в будущем). О «Простодушных» наконец-то стали писать. Елену Чумакову позвали на роль Аленки в радиосериале «Дом 7, подъезд 4» на «Радио России». Сергей Макаров сыграл Миколку в художественном фильме «Старухи», который в 2003-м получил главный приз «Кинотавра» — «Золотую розу». Они тогда вместе вышли — Макаров и режиссер-постановщик Сидоров — получать приз из рук Валерия Тодоровского, председателя жюри. За эту же роль Сергей Макаров был награжден золотой медалью Ханжонковского мемориального кинофестиваля.
       Пару раз на труппу обрушивались не виданные ими раньше материальные блага — премия от президентского совета по культуре и искусству и, благодаря личному ходатайству Маргариты Эскиной и актрисы Валентины Аслановой, грант от фонда «Открытая Россия». На эти вот деньги режиссер Неупокоев ставит сейчас второй спектакль «Театра Простодушных».
       — Но деньги имеют свойство заканчиваться, — говорит он. — Лучше понемногу, но регулярно. Для проведения спектаклей — четырех, скажем, в месяц — нам бы хватило тысячи долларов…
       
       
В конце ноября состоялось два «полуфабрикатных» прогона нового спектакля «Зверь» (по пьесе М. Гиндина и Н. Синакевича, написанной в конце 80-х). Сюжет рассказывать не буду, а то будет неинтересно. Фантастическая по форме, притчевая по сути пьеса — об одиночестве и о том, как мы ищем Человека. Такого же, похожего на нас. Или лучшего — в себе. И еще это рассказ о том, что мы не всегда умеем принять Другого.
       Вот она, проблема-то. Что мы знаем о них, людях с особыми потребностями? Умеем ли видеть людей, а не их диагнозы? Упрямое невежество порождает мифы, мифы — тупые страхи. Что наше общество «равных прав и возможностей» сделало для тех, кто от рождения слабее? Мы стараемся научить, приучить, приспособить их для жизни в этой среде. А нужно, наоборот, приспособить эту среду для них. И в первую очередь что-то свернуть в мозгах. Выкинуть предрассудки и заблуждения.
       Режиссер Неупокоев и принялся за это сворачивание мозгов — труд титанический. Но, хочется думать, не сизифов.
       Игорь мог бы халтурить в сериалах, однако работает с «Театром Простодушных», и сейчас это дело — главное для него.
       — Мне интересно, — говорит Неупокоев. — И этой причины, по-моему, достаточно.
       А в одном из интервью пояснил: «Это творчество, а не работа из жалости. Я с ними работаю как с полноценными артистами».
       В новой постановке «Театра Простодушных» участвуют: Елена Чумакова (Дочь), Антон Дебелов (Зверь), Сергей Макаров (Друг), а также сам Неупокоев (Отец) и профессиональная актриса Ольга Тарасова (Мать). В пьесе много текста, и обычные артисты оказались необходимы.
       Сергей Макаров был очень болен, но совершил подвиг, подняв себя из жара, пришел на оба прогона.
       — Меня хлебом не корми, дай поработать, — приняв комплименты после представления, сказал другой актер, Антон. Хрупкий, тонкий, с огромными глазами. Он так пластически органичен в спектакле, что многие зрители подумали, будто Неупокоев взял на роль Зверя студента театрального вуза.
       Лена Чумакова вдруг что-то забывала, но, сосредоточившись, выдавала реплику и дальше проживала свою печальную роль в пьесе, совершенно счастливая, похоже, от самого пребывания на сцене. Была изящна и непосредственна в движениях. Легко переходила с шепота на крик. Легко и сразу могла заплакать, как не всякая народная сумеет.
       — И от них — вибрации какие-то особые, космические, — говорит Ольга Тарасова. — С ними не сфальшивишь, все чувствуют. А с профессиональными актерами можно соврать.
       Никаких штампов, все живое, яркое, появляется только сейчас. Неожиданно экспрессивные. В одной из сцен Лена мечется в руках родителей и отчаянно кричит: «Не могууу!». Кричит так, что звук ее голоса забирается внутрь души и разрывает ее…
       — Что в вас изменилось с тех пор, как вы работаете с ребятами? — спрашиваю у Неупокоева.
       — Раньше я был занят собой, а теперь — ими. Я должен все время про них думать. Мне все равно, что скажут обо мне как режиссере или исполнителе. Меня волнует, что с ребятами происходит… И еще я вдруг понял, что нельзя кричать. На репетиции бывает громкая музыка, голоса посторонние… Нельзя кричать. Вообще ни на кого, на них — в особенности. Нужно быть очень деликатным. Через них я понял, что люди неправильно ведут себя друг с другом…
       
       
Премьера «Зверя» намечена на конец декабря. Времени и денег мало. Но как-то работают. Декорации — из целлофана, фольги и серебристого материала для утепления труб — уже готовы. Костюмы и реквизит тоже. Будет осветитель, будет специалист по видеоарту.
       Хорошие люди находятся.
       
       P.S. А еще «Театр Простодушных» позвали на Версальский фестиваль. Вот только, как вы догадываетесь, их материальные возможности ограничены. Материальные, а не какие-то другие.
       Понимаете?
       
       P.P.S. www.teatrprosto.ru
       
       Виктория ЧУТКОВА, наш спец. корр.
       
08.12.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 92
8 декабря 2005 г.

Россия-2008
Кто контролирует основные отрасли экономики и 10 процентов ВВП?

После выборов
Илья Яшин. Как меня выбирали

Мосгордума-2005 исправит промахи Кремля на выборах Госдумы-2003

Член комиссии избирательного участка: Мы просто поставили нужную цифру

Семь грешков. Бессмертные технологии власти

Тупики СНГ
Все в желтом. Заметки о несостоявшейся революции

Кавказский узел
Беженцы из чеченской станицы Бороздиновская не нашли поддержки у властей Дагестана

Обстоятельства
Триста месхетинцев ежемесячно покидают Краснодарский край

Вслед за месхетинскими турками в США поедут езиды

Реакция
С кем воюют кубанские казаки?

Прокуроры подвержены имитации

Отделение связи
Чудные (это слово с двумя ударениями) читатели

Служба в безопасности

Посетители форума «Новой» ведут территориальные споры

Расследования
Пойманы торговцы спецномерами, удостоверениями и документами оперативного прикрытия

Суд да дело
Судьба вещественных доказательств в Беслане

Власть и люди
Пенсионеры отсудили целое стояние

Власть и деньги
Пора уже легализовывать взятки…

Цена закона
Спорт палат между собою

Специальный репортаж
Хроника текущего бензола

Краiна Мрiй
Летят перелетные гриппы…

Медицина
Объявлен год победы над раком

Регионы
СПИДа в мешке не утаили

Бульдозеры разрушили древний город

Как устраняют последствия паводков

Подробности
В Россию завозят радиоактивные конструкции?

Кражи цветных металлов растут с опережением инфляции

Московский наблюдатель
Репортаж с развалин жилого дома

Телеревизор
Александр Адабашьян: Благо кошельку — вред мозгам

Четвертая власть
Как и почему REN TV покидают журналисты

Проспект Медиа
Кулинары «вкусного» эфира впервые рассказывают о личном

Технологии
Россиянин: штрихкоды к портрету. Как рекламщики узнают, на что мы купимся?

Новости компаний
К 2008 году «Останкино» перейдет «на цифру»?

Минкультуры РФ просит «Мабетекс» «выступить» на российской сцене?

За рулем
Включи аварийку, пока авария в головах чиновников!

Библиотека
«Считается — побег». Глава из книги о Михаиле Ходорковском «Узник тишины»

«Стародум» Станислава Рассадина
Когда даже имя — не собственное…

Свидание
Юозас Будрайтис: атташе в роли посла

Театральный бинокль
Громкая премьера в театре для людей с синдромом Дауна

Культурный слой
Рояль на нарах

Как песня выдала государственную тайну

Наши даты
Серебряная свадьба Шевчука с публикой

Сектор глаза
Открылась фотовыставка «Мины против детства»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100