NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Юозас БУДРАЙТИС:
АТТАШЕ В РОЛИ ПОСЛА
Известный литовский актер и дипломат впервые за 10 лет вышел на сцену в «Эдипе» Оскараса Коршуноваса
       
(Фото из архива Мартинаса Будрайтиса)
 
       
Известному литовскому актеру и вот уже 10 лет атташе по культуре посольства Литвы в России Юозасу Будрайтису исполнилось этой осенью 65. Переигравший за свою кинокарьеру массу иностранцев, журналистов, богачей, Будрайтис в рамках фестиваля «Балтийский дом» в Москве» вышел на театральную сцену, чего не было много лет, и сыграл посла в постановке Оскараса Коршуноваса «Царь Эдип». В этом «Эдипе» Москва увидела почти всех любимых литовских актеров — Регимантаса Адомайтиса, Лаймона Норейку, Юозаса Будрайтиса.
(Фото из архива Мартинаса Будрайтиса)       Почему Будрайтис вернулся в театр, он рассказал «Новой».
       
       — Вас можно встретить в самых неожиданных для посольского работника местах — в гуще толпы книжной ярмарки «Нон-фикшн», на театральных премьерах, на чердаке Ильи Кабакова на Сретенке, на руинах Музея архитектуры на Воздвиженке. Вы по работе туда ходите или вам так все интересно?
       — Мне интересно. Работа меня не заставляет. Любопытно и формальные, и неформальные выставки посмотреть. Лазаю везде как могу чаще.
       — На днях вы сыграли в спектакле «Царь Эдип» Оскараса Коршуноваса в рамках фестиваля «Балтийский дом» в Москве». Как так получилось — ведь вы от театра давно отстали?
       — Заболел артист, а второй артист занят на премьере в это же время. Театр Оскараса Коршуноваса обратился ко мне за помощью: они уже не успевали делать визы другим людям. А я тут, в Москве. И просили, чтобы я участвовал.
       В Литве отсутствует актерское крепостное право. Одни и те же актеры могут играть у Вайткуса, Туминаса, Някрошюса, Коршуноваса — и быть разными, не работать одно и то же амплуа.
       — А роль вы выучили?
       — Трясусь. Боюсь страшно. До этого играл на сцене году в 1996-м.
       — В «Трех сестрах» Някрошюса?
       — Да, Соленого. С тех пор я на сцене не бывал. Состояние актера надо впустить в себя. А так быстро вбежать, наскоком прискакать, когда твои поры закрылись для театра почти десять лет назад, — это охо-хо, очень опасно. Когда актер занят ролью, он ею живет, она в нем клокочет. А у меня для работы над ролью только раннее утро.
       Пока речь идет об одном разе. Но если хорошо сыграю, может, они меня еще будут просить.
       — Какой тип театра вам ближе — метафорический Някрошюса или остросоциальный Коршуноваса?
       — Для актера особенной разницы нету. Он включается в игру, которую предлагает режиссер. А актер воспитывается так, чтобы играть в предлагаемые игры. Он должен играть, несмотря на течение режиссерской мысли. Режиссер подчиняет актеров своей концепции — и актер должен быть к этому готов. Перейти от литературного психологического театра к театру жестокости или пластическому театру. Куда угодно. Актер универсален — почти любой.
       — Да, пожалуй, вам удаются и более серьезные трансформации: с юридического факультета — в актеры театра и кино, потом — в атташе по культуре. Как долго вы играли у Някрошюса?
       — На «Трех сестрах» я был занят от начала до конца. Мы играли в разных концах света. Спектакль не успел выдохнуться: Някрошюс его закрыл.
       — Что вам нравится на поле современного театра?
       — Есть плеяда режиссеров, которые меня очень интересуют. Някрошюс, Коршуновас, Вайткус — с ним я долгое время работал в Каунасском театре. Вайткус — сторонник жестокого театра, Антонен Арто и дальше. Интересен Туминас.
       В Москве было бы интересно поработать с Карбаускисом. С МХТ имени Чехова, который, несмотря ни на что, сохраняет традиции литературного театра. Фоменко в первую очередь.
       — То есть вы все-таки смотрите спектакли с желанием сотрудничать.
       — Я не смею. Мечтаю иногда — если совпадает эстетическое ощущение. В «Эдипе» играю, потому что спасать надо. В театре наскоками не выйдет без повседневного тренажа. Я не занимаюсь больше актерством на самом деле. Признать это будет честнее.
       — Скоро в широкий прокат выйдет боевик Николая Лебедева «Волкодав из породы серых псов». Кого вы играете в этом фильме и что вас в нем привлекло?
       — Меня по-человечески привлек режиссер. Я был удивлен, что среди молодых режиссеров оказался такой интеллигентный человек. Мне казалось, что молодые режиссеры другие — насколько я видел. Так что в Лебедеве была главная причина моего согласия. Потом — это большое кино, я соскучился. Меня брало любопытство — как обустроиться в этом материале? Я играю Дунгорна. Это человек, которому поручено сопровождать главную героиню от пункта А до пункта Б к ее жениху. Со всех сторон на них нападают и покушаются. В один из этих налетов Дунгорн погибает, но фильм кончается хорошо.
       — А до этого вы снимались в «Идиоте» и «ДМБ» Романа Качанова. «Идиот» Качанова — очень смелая интерпретация Достоевского. Почему вы рискнули?
       — Мне нравится пошутить. Достоевского нельзя испортить, поэтому не надо осуждать его интерпретаторов. Качанов мне очень симпатичен в своем черном юморе. Я сам в своих фотоработах на киносъемках использовал этот метод. За фотовыставку шаржированных портретов друзей мне даже дали когда-то бронзовую медаль ВДНХ. Тут смелости много не надо — главное, чтобы вкус не подводил.
       — Что в современной литовской культуре сегодня наиболее интересно, а мы об этом не знаем? Что из российской культуры наиболее востребовано в Литве?
       — В Литву приезжают много певцов, можно даже сказать, все кому не лень. Киркоров приезжает, Орбакайте. Есть публика, которая желает покупать русскую литературу, и вот снова появились магазины, где продается русскоязычная литература. Большой спрос на виртуозных исполнителей классической музыки — Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Петров. Часто бывает Владимир Спиваков.
       Огромное количество фестивалей — театральные «Сирены», фольклорные, музыкальные. Не только в Вильнюсе: Пирштонас — маленький городок в центре Литвы, а там проходит международный джазовый фестиваль. То, что литовская режиссерская культура признана во всем мире, вы и сами знаете. В Литве очень высокая культура книгоиздания. Во Франкфурте наши книги неизменно отмечают, в Вильнюсе в феврале проходит своя книжная ярмарка. В 2009 году Вильнюс избран культурной столицей Европы. Конечно, для нас это очень важно, для города это предвещает большой подъем, забурлит реконструкция. К 2009 году в Вильнюсе должна быть создана развитая инфраструктура.
       В 2007 году мы войдем в еврозону. Некоторые магазины уже сейчас выставляют цены в евро. Сложности, конечно, будут, но что делать — надо привыкать.
       Литве есть что показать из современного изобразительного искусства. Вильмантас Марцинкявичюс стал портретистом датской королевской семьи. В американских галереях современного искусства Шарунас Саука нарасхват — не успевает вынимать холсты из подрамника. Мы делаем в доме Балтрушайтиса выставки, но надо, видимо, устроить концептуальный грандиозный показ, чтобы привлечь внимание на должном уровне. Но я как представлю уровень оргработ: отобрать, найти средства, застраховать, привезти — ох.
       — Юозас Станиславович, вы последний год работаете атташе по культуре посольства Литвы в России. Какими своими проектами на этом посту в течение 10 лет вы гордитесь больше всего?
       — Осуществлена хорошая программа научных конференций по балтистике и литуанистике. Приезжают много ученых из разных стран. В Италии, Германии и Польше много ученых занимаются этой тематикой. В рамках издательской программы вышел том «История Литвы», билингво-поэтические сборники. Со следующего года будем привозить в Москву молодых талантливых классических композиторов, которые уже хорошо известны в Европе: Балакаускас, Бартулис, Латенас, Нарбутайте. Другой важный проект — «Окно в Литву», он представляет литовскую культуру и предпринимательство в регионах России.
       — Что Россия и Литва, кроме культуры, сейчас экспортируют друг другу?
       — Литва России — молочные продукты, трикотаж, мебель. Россия Литве — энергетические ресурсы. Газ, нефть Литва по-прежнему покупает у России.
       — Почему вы отказываетесь работать зимой?
       — Холодно зимой. Я отказываюсь, а все равно попадаюсь. Два года назад снимался в «Зимнем романе» в Москве, а морозы грянули 28 градусов. Холод ой не люблю.
       — Как юрист по образованию и дипломат по месту работы как вы оцениваете претензии Литвы и России друг к другу?
       — Думаю, что все должно скоро успокоиться. Я склонен к простой физической формуле: два тела, существующие рядом, не могут иметь разные температуры даже при наличии границы между ними.
       — Один из самых популярных фильмов с вашим участием — «Опасный возраст», где вы сыграли «нюхача», дегустатора духов. А в жизни вы каким парфюмом пользуетесь?
       — В жизни я плохой дегустатор запахов. «Шанель № 5» от другого номера отличить не могу. На самом деле мне больше нравится нюхать черный литовский хлеб. Тут я уже не ошибусь.
       
       Беседовала Екатерина ВАСЕНИНА
       
08.12.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 92
8 декабря 2005 г.

Россия-2008
Кто контролирует основные отрасли экономики и 10 процентов ВВП?

После выборов
Илья Яшин. Как меня выбирали

Мосгордума-2005 исправит промахи Кремля на выборах Госдумы-2003

Член комиссии избирательного участка: Мы просто поставили нужную цифру

Семь грешков. Бессмертные технологии власти

Тупики СНГ
Все в желтом. Заметки о несостоявшейся революции

Кавказский узел
Беженцы из чеченской станицы Бороздиновская не нашли поддержки у властей Дагестана

Обстоятельства
Триста месхетинцев ежемесячно покидают Краснодарский край

Вслед за месхетинскими турками в США поедут езиды

Реакция
С кем воюют кубанские казаки?

Прокуроры подвержены имитации

Отделение связи
Чудные (это слово с двумя ударениями) читатели

Служба в безопасности

Посетители форума «Новой» ведут территориальные споры

Расследования
Пойманы торговцы спецномерами, удостоверениями и документами оперативного прикрытия

Суд да дело
Судьба вещественных доказательств в Беслане

Власть и люди
Пенсионеры отсудили целое стояние

Власть и деньги
Пора уже легализовывать взятки…

Цена закона
Спорт палат между собою

Специальный репортаж
Хроника текущего бензола

Краiна Мрiй
Летят перелетные гриппы…

Медицина
Объявлен год победы над раком

Регионы
СПИДа в мешке не утаили

Бульдозеры разрушили древний город

Как устраняют последствия паводков

Подробности
В Россию завозят радиоактивные конструкции?

Кражи цветных металлов растут с опережением инфляции

Московский наблюдатель
Репортаж с развалин жилого дома

Телеревизор
Александр Адабашьян: Благо кошельку — вред мозгам

Четвертая власть
Как и почему REN TV покидают журналисты

Проспект Медиа
Кулинары «вкусного» эфира впервые рассказывают о личном

Технологии
Россиянин: штрихкоды к портрету. Как рекламщики узнают, на что мы купимся?

Новости компаний
К 2008 году «Останкино» перейдет «на цифру»?

Минкультуры РФ просит «Мабетекс» «выступить» на российской сцене?

За рулем
Включи аварийку, пока авария в головах чиновников!

Библиотека
«Считается — побег». Глава из книги о Михаиле Ходорковском «Узник тишины»

«Стародум» Станислава Рассадина
Когда даже имя — не собственное…

Свидание
Юозас Будрайтис: атташе в роли посла

Театральный бинокль
Громкая премьера в театре для людей с синдромом Дауна

Культурный слой
Рояль на нарах

Как песня выдала государственную тайну

Наши даты
Серебряная свадьба Шевчука с публикой

Сектор глаза
Открылась фотовыставка «Мины против детства»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100