NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЭДИПОВ СПОРТКОМПЛЕКС
Софокл «Эдип-царь», режиссер Оскарас Коршуновас (фестиваль «Балтийский Дом в Москве»)
       
(Фото Михаила Гутермана)
   
       
Концепция театра Коршуноваса — «отражение нового времени в современном сценическом искусстве». Текст Софокла замечательно подошел для этой цели.
       «Эдип-царь» — о том, одним ли днем живет человек? Рок, предначертанный путь, небесный замысел судьбы — миф или высшая и неотменимая реальность? Пластический образ спектакля — бессловесный ответ театра на этот вопрос. Здесь осознавший себя игрушкой богов вскоре обретает человеческий образ. А живущий прихотью и прибылью похож на штампованную игрушку.
       
       
Пошловатая школьная формула «Др.Гр. — детство человечества» обыграна от души. Семивратные Фивы у Коршуноваса и его бессменного сценографа Юрате Паулекайте состоят из перекидных качелей и решетчатых снарядов для лазания («по игре» они обозначают то темницу, то гинекей, то городские ворота). В песочнице мерцает безмятежно забытый по малолетству алый совок. Это грозный знак Рока. Он будет вслепую откопан из песка и сыграет свою роль в финале трехчасового действа.
       Чудовище античной архаики — исполинский фланелевый медведь послевоенной советской выделки. Он ворочается в багровой тьме, выходит к рампе на задних лапах.
       И граждане Фив — младенцы суть. Маршируют, топочут, ликуют хором: пупсы в ползунках цвета казенного киселя, с исполинскими головами из серого пластика. Глаза масок закрыты. Штамповочная линия снабдила их сонной улыбкой.
       Младенцев забавляют взрослые — энергичный царь Эдип (Дайнюс Гавенонис) в офисном костюме, его будущий преемник Креонт и вездесущий Вестник в репортерской кепке. (В пальцах — острое стило, гроссбух летописи всегда распахнут. Родина доверит ему вести прямой репортаж с места самоубийства Иокасты и самоослепления Эдипа.)
       Хор меняет «головы пупсов» на остроносые, оскаленные, самые дешевые — белые и слепые — маски Микки-Маусов. Гром медных щитов слит с работой ударной установки. Исступление архаического таинства с клубами фимиама, ползущими от жреческого треножника, переходит в массовый отрыв, корчи танцпола в цветных дымах.
       Змея европейской мудрости глотает свой хвост и давится им. «Детство человечества» и действо «общества спектакля», стены Фив и коммуникации «Матрицы», Марс и «Марс», родовые корчи Геи-цивилизации и новое варварство потомков Софокла в сотом колене почти слились воедино. Дешевый фиванский Диснейленд фактурен и страшен.
       И ухоженная Иокаста в черном льняном хитоне (то ли KOOKAI, то ли Zara) материнским голосом внушает юному мужу: живи здесь и сейчас, не веря прорицателям, не страшась Рока, не пытаясь понять замыслы богов…
       Но Эдип, человек разума и воли, сделает все, чтобы раскрыть замысел своей судьбы.
       И чем ближе невольный убийца отца и супруг матери к разгадке прошлого, чем тяжелее давит на него осознание, чем больше ужас перед произошедшим и сострадание царю терзают фиванцев, тем резче меняется картина города и мира на сцене.
       Воля богов явила себя так полно, что сознание младенцев пробуждено.
       Фивы наказаны мором за вольные и невольные прегрешения своих властителей.
       Перед лицом катастрофы сонные потребители благ превращаются в людей.
       Они мыслят и чувствуют — значит, существуют. Штампованные маски сброшены. Прекрасен юный Эдип в скорбных отрепьях черной туники. Прекрасны юноши и девы Фив, вышедшие из пластиковых коконов. Лопоухие человечки из комикса превратились в черные силуэты греческих ваз: каждая линия отточена, а складка осмыслена.
       …Тоже, в общем-то, детство человечества, но иного образца. Не пивное народное гулянье на Дворцовой площади — а классический лицей при Эрмитаже.
       Бешено вращаются перекидные качели, напоминая античную катапульту и весы судьбы. Эдип стоит наверху: граждане Фив, склоняясь, проходят мимо царя. Каждый отдает ему личную, осмысленную дань сострадания. Пластика рук, плеск черно-серых клочьев шелка создают единый танец перед некоей незримой скрижалью Рока.
       Тяжесть этой скрижали раздавила Эдипа. И в финале, в детской песочнице, взметая пыль и прах, бесконечную текучесть времен, почти голый — он воет в корчах и судорожно роет алым детским совком, вслепую строя на песке — из песка.
       Спектакль поставлен в 2002 году в копродукции театра Коршуноваса с фестивалем Theater der Welt (Штутгарт) и молодежным проектом Зальцбургского фестиваля. Молодежный, без спору (режиссеру и сценографу было чуть за тридцать), «Эдип-царь» удивляет зрелостью. Тонкостью и отточенностью деталей действа. И еще более — зрелостью оценок и вопросов к миру.
       
       Подготовила Елена ДЬЯКОВА
       
12.12.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 93
12 декабря 2005 г.

Мир и мы
Служебный роман. Российский газ в Европе будет контролировать бывший агент «Штази»

Зенитные комплексы «Тор-М1», поставленные Ирану, уже ударили по имиджу России

Обстоятельства
Генерал МВД отказался исполнить поручение полпреда президента России

Болевая точка
Беслан. В местном бюджете закончились деньги на охрану школ

Расследования
Заказное убийство раскрыто. Но делается все, чтобы замешанные в преступлении сотрудники спецслужб избежали наказания

Суд да дело
Зуб дракона выпал. Питерский «фюрер» Бобров получил срок

В стране появились политические заключенные? Без условно

Россия-2008
Совместное заявление деятелей КПРФ и «ЯБЛОКА»

Могут ли демократы рассчитывать на привлечение серьезных инвесторов к следующей избирательной кампании?

После выборов
Отчет участника избирательной кампании об административно-
тактических хитростях «медведей»


Москвичи, благодарим за поддержку на выборах!

Интернет
Избирателей перевели на спам-обслуживание

Проспект Медиа
Танцы кончились. В ожидании выборов радиостанции переориентируются от музыкального жанра к информационному

Четвертая власть
Кому оказалась выгодна статья в американской прессе?

Цена закона
Существует перечень общественных организаций, которые мешают строить «суверенную демократию»

Власть и люди
На что население готово дать деньги?

Минфин расплачивается за преступления МВД

Все чайное становится явным

Личное дело
Николай Коляда. Монолог режиссера в пьесе, поставленной чиновниками

Страна уголков
Немного о взаимоотношениях гражданского общества и государства

Хижина дяди Джо

Подробности
Касьянов как операция прикрытия

Новости компаний
«Альфа-групп» идет по трубам конкурентов

Армия
Военный комиссар Сочи укреплял призывниками бизнес жены

Регионы
Шестилетний ребенок обратился за защитой в милицию

В Краснокаменске милиция вооружена и очень опасна

Юных музыкантов Саратова учат любви к городскому голове

Сотрудник компьютерной фирмы приговорен к лишению свободы

Московский наблюдатель
Бывшие жильцы дома на улице Годовикова принимают гостей в «Останкино»

Отдельный разговор
Лишенные наследства. Законно ли запрещать рожать пациенткам психоневрологических интернатов?

Медицина
Причины распространения СПИДа в России — бедность и коррупция

Частные фирмы незаконно участвуют в поставках препаратов из крови

Спорт
Химсостав команды. Будет ли принято решение о легализации допинга?

Наградной отдел
Объявлены лауреаты премии «Триумф»

Наши даты
Русский Габен. В лицедействе Георгий Жженов больше всего ценил правду

14 декабря — день памяти Андрея Дмитриевича Сахарова

Свидание
Режиссер Роман Козак: «Самоубийца» Эрдмана — это не сатирический, а скорее поэтический текст

Кинобудка
Как французская актриса доила коров в киргизском ауле

Театральный бинокль
Игра в веревочку по-нашему

Эдипов спорткомплекс

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100