NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГИКОМЕДИЯ
Роман КОЗАК: «Самоубийца» Эрдмана — это не сатирический, а скорее поэтический текст»
       
Роман Козак. (Фото Владимира Луповского)
   
       
Актриса Рина Зеленая, в молодости исполнявшая с эстрады песню «Шумит ночной Марсель» на слова Николая Эрдмана, вспоминала: «От Эрдмана я слышала фразу, долгие годы очень актуальную, а для него еще и обеспеченную горьким личным опытом: «Слово не воробей, выпустишь — не поймаешь. Выпустишь — не поймаешь, тебя поймают — не выпустят»…
       Режиссер Роман Козак, приступая к пьесе Эрдмана «Самоубийца» (1928), учитывал обстоятельства места и времени создания пьесы, но не стал усугублять политическую составляющую. Его «Самоубийца» — русская комедия с незлым смехом над советской интеллигенцией 20-х годов, упрятанной по прозрачным комнатам советской коммуналки.
       О своем видении «Самоубийцы» КОЗАК рассказал «Новой». Наша газета участвует в информационной поддержке спектакля.
       
       — Когда и при каких обстоятельствах начались ваши отношения с пьесой «Самоубийца»?
       — Тогда, когда все читал, — лет в 20. Солженицына на кухне, Петрушевскую в списках, неопубликованное «Чинзано» тогда еще ходило по рукам, «Пушкинский дом» Битова. В круг интеллигентской литературы входил, естественно, и «Самоубийца». Для меня литература распространялась и на драматургию, поскольку я увлекался театром. Тогда я прочел впервые этот текст — очень смешной, странный и антисоветский.
       Когда я стал заниматься режиссерской работой, у меня никогда не было планов ставить эту пьесу. Я знал, что это одна из лучших пьес, написанных на русском языке. Есть «Ревизор» Гоголя, другие канонические тексты, я к ним причисляю «Закат» Бабеля, «Дни Турбиных» Булгакова, пьесы Вампилова. «Самоубийца» входит на Западе в пятерку лучших пьес XX века. Две из этих пьес русские — «Вишневый сад» Чехова, «Самоубийца» Эрдмана, «Кто боится Вирджинии Вульф» Олби, «В ожидании Годо» Беккета, «Трамвай «Желание» Уильямса. «Самоубийца» ставится на Западе чаще других русскоязычных пьес.
       Отношения с «Самоубийцей» возбудились года два тому назад, когда я уже предполагал, что нужна работа на большую группу артистов в театре, в которую вошла бы часть моих учеников. Я искал пьесу большой формы. Думал о Сухово-Кобылине — хотелось русскую острую комедию. В театре есть способности для такого спектакля. И мне самому интересна такая работа.
       — Вы видели западные постановки «Самоубийцы»?
       — Я видел постановку Саши Марина в Бостоне с американскими учениками. Американцы очень смешно играли, умно, стильно, эротично. В России постановки были связаны с сатиричностью текста, что мне кажется неверным. Я думаю, что неудачи сатировской и любимовской постановок в 1982-м и в 1990-м были связаны именно с этим. Я видел кусочки в телевизоре и понимал, что дело тухлое. Получался такой «как бы» Зощенко, «как бы» фельетон. А это не сатирический, а скорее поэтический текст.
       — Вы не делаете акцента на политике?
       — Политическая составляющая там настолько сильная, что делать на ней акцент не надо, она сама вылезет. Вынуть другое, то, что под этим, — вот что важно. Эрдман не писал политический текст. Просто время не вынешь.
       — В «застольный» период вы какой версии придерживались — Станиславского или Мейерхольда?
       — Я бы не ставил так вопрос. Знаем мы эти кабинетные версии. Это были скорее соревновательные лозунги. Спектакли же не вышли.
       — Почему вы сами не играете Подсекальникова? Или Пороховщиков бы смотрелся в этой роли...
       — Нет, мне кажется, Владимир Николенко играет правильно. Я хочу, чтобы Подсекальников был обычным человеком, и на этом настаиваю. Николенко ничего не показывает сейчас в репетициях, так, немножко, но я вижу, что он правильно это делает, тем более у него температура 38.
       Речь о том, что в сегодняшней жизни нет места обычному человеку. Устроиться в этой жизни, угнаться за новой жизнью обычный человек не может. Не маленький, а обычный. Не Акакий Акакиевич. У Подсекальникова и фамилия обычная. Не Ляпсус Гамадрильский, не Оленин.
       — Спектакль выстроен как джазовая композиция. Если это так, где в нем слабые доли, ключевые мизансцены?
       — Вы видели еще очень черную репетицию. Я чувствую кожей, где должны быть акценты. Места слабостей и места сил. Музыка в спектакле, действительно, наверное, подобрана по джазовому принципу — кружение тем. Одна тема выныривает, переходит в другую, как в джазе. Но музыка не иллюстрирует действие, она ведет параллельный сюжет о душе Подсекальникова, которая переживает что-то свое, проходит разные маршруты, прежде чем вылететь в трубу.
       — Прозрачный мир коммуналки вами пережит?
       — Разве мы с вами живем не в таком мире? Все всё знают, все прозрачно, по крайней мере, почти все. Перегородки — они же ничего не значат.
       — Какие задачи вы ставите себе как режиссер, ставящий «Самоубийцу» в Москве в 2005 году?
       — Поставить замечательный текст, написанный ритмизованной прозой. Я убежден в том, что «Самоубийца» построен на поэтических структурах драматургии. Ритмы здесь зависят от конкретной сцены — и потому ритмы везде разные. Это очень трудно сделать именно с советским артистом, потому что наше актерское воспитание не касалось словесных ритмов. Оно касалось душевных переживаний, надрывов, поисков внутреннего содержания. Советское актерское воспитание допускало внутреннюю анархию. А мир прозы Эрдмана формализован. «Въехать» в него, быть свободным в поэтической структуре этого текста — тогда появится другой юмор. Не репризный юмор, которого хватает у Эрдмана, — плюнул газетой «Известия», но юмор, в котором проявляются причины возникновения этого текста. Почему это так говорится. Вот какую задачу я себе ставлю — почему это так говорится? Докопаться до этого.
       — Почему вы не жалуете новейшие отечественные тексты?
       — Отчего же? В филиале, в Сытинском переулке, шел Максим Курочкин. Сейчас пойдет пьеса Олега Богаева «Марьино поле». Но это все филиал. Новейшие тексты не обладают энергетикой большой сцены. Опасно ставить их на тысячный зал. Но вот Вампилов у нас в планах, «Прошлым летом в Чулимске».
       — Ваш Подсекальников — лицо страдательное или нахальное?
       — И то, и другое, все вместе. Такое нахальство — распоясаться, позвонить в Кремль, рассказывать: мол, я вашего Маркса прочел, и он мне не понравился. Совсем обалдел, обнаглел. А с другой стороны, нахальство — жену чуть не удушил за колбасу. Действительно чуть не удушил. Получается не просто комедия — Подсекальников и вправду готов прибить за обвинение в иждивенчестве. Но — он застрелится, чтобы родственникам обидно было. Как дети угрожают: «Я сейчас из окна выброшусь» — чтобы мама с папой знали.
       — Торговля смертью стала популярной политической практикой. Вы заостряете этот момент?
       — Отношение к смерти — это сейчас для всех главная тема. Все, что сейчас делается, делается через призму отношения к смерти. Снаряды рвутся все ближе и ближе. И... для многих мысль о возможности смерти делает жизнь наконец-то интересной. До тех пор пока Подсекальников не задумался о самоубийстве, ему эта жизнь была неинтересна. А как задумался — все стало цветным, нужным, увлекательным. Возможность умереть делает человека хватающимся за жизнь. Нормальная человеческая мысль. Политическая ли она? Наверное. Мы все живем под угрозой конца. Надо только, чтобы поры были открыты для ощущения этой угрозы. Если мы ее ощутим, что-то увидим новое. Может, что-то изменится.
       
       P.S. Премьера «Самоубийцы» в театре имени Пушкина состоится 15 декабря.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
12.12.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 93
12 декабря 2005 г.

Мир и мы
Служебный роман. Российский газ в Европе будет контролировать бывший агент «Штази»

Зенитные комплексы «Тор-М1», поставленные Ирану, уже ударили по имиджу России

Обстоятельства
Генерал МВД отказался исполнить поручение полпреда президента России

Болевая точка
Беслан. В местном бюджете закончились деньги на охрану школ

Расследования
Заказное убийство раскрыто. Но делается все, чтобы замешанные в преступлении сотрудники спецслужб избежали наказания

Суд да дело
Зуб дракона выпал. Питерский «фюрер» Бобров получил срок

В стране появились политические заключенные? Без условно

Россия-2008
Совместное заявление деятелей КПРФ и «ЯБЛОКА»

Могут ли демократы рассчитывать на привлечение серьезных инвесторов к следующей избирательной кампании?

После выборов
Отчет участника избирательной кампании об административно-
тактических хитростях «медведей»


Москвичи, благодарим за поддержку на выборах!

Интернет
Избирателей перевели на спам-обслуживание

Проспект Медиа
Танцы кончились. В ожидании выборов радиостанции переориентируются от музыкального жанра к информационному

Четвертая власть
Кому оказалась выгодна статья в американской прессе?

Цена закона
Существует перечень общественных организаций, которые мешают строить «суверенную демократию»

Власть и люди
На что население готово дать деньги?

Минфин расплачивается за преступления МВД

Все чайное становится явным

Личное дело
Николай Коляда. Монолог режиссера в пьесе, поставленной чиновниками

Страна уголков
Немного о взаимоотношениях гражданского общества и государства

Хижина дяди Джо

Подробности
Касьянов как операция прикрытия

Новости компаний
«Альфа-групп» идет по трубам конкурентов

Армия
Военный комиссар Сочи укреплял призывниками бизнес жены

Регионы
Шестилетний ребенок обратился за защитой в милицию

В Краснокаменске милиция вооружена и очень опасна

Юных музыкантов Саратова учат любви к городскому голове

Сотрудник компьютерной фирмы приговорен к лишению свободы

Московский наблюдатель
Бывшие жильцы дома на улице Годовикова принимают гостей в «Останкино»

Отдельный разговор
Лишенные наследства. Законно ли запрещать рожать пациенткам психоневрологических интернатов?

Медицина
Причины распространения СПИДа в России — бедность и коррупция

Частные фирмы незаконно участвуют в поставках препаратов из крови

Спорт
Химсостав команды. Будет ли принято решение о легализации допинга?

Наградной отдел
Объявлены лауреаты премии «Триумф»

Наши даты
Русский Габен. В лицедействе Георгий Жженов больше всего ценил правду

14 декабря — день памяти Андрея Дмитриевича Сахарова

Свидание
Режиссер Роман Козак: «Самоубийца» Эрдмана — это не сатирический, а скорее поэтический текст

Кинобудка
Как французская актриса доила коров в киргизском ауле

Театральный бинокль
Игра в веревочку по-нашему

Эдипов спорткомплекс

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100