NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ОТЪЕЗДИЛИСЬ!
Старые советские бренды ушли. «Волга», «Москвич», «Иж», «УАЗ» скрипя уехали в историю. А именно на них мог ездить Вася Пупкин...
       
(Фото — EPA)
    
       
Первым умер трехтысячедолларовый «Москвич». Завод не закрыли из-за «нерентабельности», его просто-напросто разворовали. Ни двухлитровый опелевский бразильского производства двигатель, ни «князья», ни «святые» на шильдике «Москвичу-2141» не помогли. Мало кто знает, что лет пятнадцать назад на территории ОАО «Москвич» был построен завод по производству двигателей — отечественных, с очень современными характеристиками. В завод этот было вложено около 480 миллионов долларов, не хватило всего каких-то нескольких миллионов для его пуска. Кончился и завод двигателей, и завод «Москвич», и «народный» автомобиль под тем же названием. И никто — как бы! — не виноват.
       Когда УАЗ стал принадлежать компании «СеверСталь-Авто», прекратил существование легендарный «козлик»-«уазик» за 4—5 тысяч долларов. Вместо него по дорогам страны побежал «Хантер» (охотник), но бегал он недолго, теперь хозяин УАЗа — «совместный» с корейцами «Патриот» ценой 15 тысяч долларов. На очереди — очень неплохой «чисто» корейский «Рэкстон», но уже за 18—20 тысяч.
       Третьим скончался ижевский «Москвич», воплотившийся в «Оды» и «Фабулы». Они стоили 4—5 тысяч долларов, но стали поистине «ведрами с гайками», пока за дело не взялась группа компаний СОК, получившая контроль над заводом. И как только качество автомобилей пошло на лад, оказалось, что по той цене, за которую «Оды» и «Фабулы» своего покупателя находили, их производство было убыточно. Пришлось его прекратить. Вазовские «четверки» и «шестерки» в Ижевске пока производятся, их берут, но сегодня главная продукция Ижевского автозавода — кореянка «Киа-Спектра» ценой $ 12—14 тысяч.
       Корпорация «РусПромАвто», приобретя ГАЗ, долго и упорно держала «Волгу» «под капельницей», одновременно изо всех сил окучивая японцев, но… Ни «Тойоту», ни «Ниссан» уговорить пока на совместное производство в Нижнем не удалось, а с Нового года уходит в историю и «Волга» — элитный советский автомобиль.
       Только что объявлено, что вместо «Оки» на КамАЗе будет производиться тот же корейский «Рэкстон».
       «Рособоронэкспорт» недавно получил полный контроль над ОАО «АвтоВАЗ» — чего нам ждать теперь в Тольятти? Какую-нибудь китайскую модель?..
       В итоге всех этих процессов мы лишаемся пускай несовершенного, но дешевого отечественного автомобиля и приобретаем более совершенный, более качественный, но и более дорогой корейско-японско-китайский автопром. Причем автопром не современного мирового уровня, а уровня вчерашнего «мирового» дня. (Кстати, восторги по поводу «китайского нашествия» в Россию преждевременны — вы видели их «народный» и самый дешевый «Флайер»? За $7 тысяч вам предлагается 0,8 л двигатель — по сути, «Ока» в красивой упаковке с большими опциями.)
       Спрашивается: этот процесс объективный, рыночный? Или «волюнтаристский», направленный чьей-то злой волей на уничтожение российского автопрома?
       Мне кажется, что пружины этого процесса точно объяснил Владислав Цветков, генеральный директор Центра исследований Российской ассоциации маркетинга (РАМ):
       «В ценовом диапазоне стоимости автомобилей 3—5 тысяч долларов наступает стагнация, уменьшение роста продаж до 3—5 процентов в год. В диапазоне от 5 до 8 тысяч долларов — рост 5—8 процентов. Но самый большой рост — 8—9 процентов — уже есть, и он будет увеличиваться в диапазоне цен автомобилей от 8 до 16 тысяч долларов. И это наши консервативные, что называется, пессимистические оценки. До насыщения российского автомобильного рынка пройдет еще много лет, поэтому все существующие ныне совместные проекты перспективны…».
       Вам не кажется странным, что за 15 лет развития капитализма в России с ее огромным, как нас уверяют, потребительским рынком НИ ОДИН мировой автогигант на ее территории НИ ОДНОГО полноценного завода не построил? Разве что «Тойота» ценой неимоверных усилий (и уступок!) российского руководства (и в первую очередь ближайшего экономического наставника президента Германа Грефа) недавно заложила в Шушарах под Питером рукой самого президента (!) первый камень в строительство СВОЕГО завода на нашей земле. Это событие подано как большой успех российской экономики.
       Не надо обольщаться — автомобиль «Тойота Кэмри» ценой в $30 000, который там будет производиться, предназначен хитрыми японцами для продаж в богатой Европе, а уж что останется — в бедной России. Слишком дорого им возить эту модель из Японии, поскольку в Европе «Кэмри» не производится. Так что фанфары из Шушары преждевременны.
       Что же происходит? Народ российский богатеет? Хочет ездить на хороших машинах, а не на «ведрах с гайками»? Судя по всему, у какой-то его части доходы повышаются. Плюс бурно набирает силу продажа автомобилей в кредит. Очевидно, что официальные усредненные цифры доходов населения не отражают истину. Хотя бы потому, что если бы они истинные доходы граждан отражали, то при нынешней цене на бензин ($0,66 за литр, в США $0,5) в России наблюдался бы массовый отказ от автомобилей, выброс их на рынок и резкое снижение цен, но ничего подобного не наблюдается! Как ездили, так и ездят.
       Мало того, если в 2003 году импортного секонд-хэнда ввезено в страну в два раза больше, чем куплено новых иномарок, то в 2004 году картина поменялась на «сто восемьдесят» — новых иномарок куплено в два раза больше, чем подержанных. Причем и здесь пик спроса смещается от дешевых машин классов «В» и «С» в сторону более дорогих классов — «С» и «D» ценой 10—16 тысяч долларов.
       Иномарки, собранные в России, набирают силу. Не подтвердились опасения, что «русская сборка убьет любую иномарку», — потребитель убедился, что разницы в качестве собранных «тут» и «там» автомобилей практически нет. Не раз и не два немцы и корейцы в Калининграде и в Ижевске отмечали лучшее качество российской сборки, чем даже родной.
       Схема появления иномарок на российской земле отработана — «они» получают солидную прибыль и рынок, мы получаем прибыль гораздо меньше, рабочие места, инфраструктуру сервиса, новое мышление нового менеджмента и вероятность в любой момент этого производства лишиться: стоит лишь предприятию-донору «закрыть кран». Единственный печальный российский опыт здесь — сборка бразильских «Шевроле Блайзер» в Елабуге.
       По сути, все то, что мы сегодня гордо называем «совместным производством», — никакое не совместное производство, а «их» производство «на выезде». По сути, отечественный автопром умирает, как умирает нынче отечественный авиапром, умерла уже электронная промышленность, умерли торговый флот, станкостроение, стагнирует оборонка. И действительно — зачем ломать голову над своим продуктом мирового уровня, если есть готовый западный? Тем более что купить его есть на что. Пока есть.
       Наше правительство и в области автомобилестроения пошло «популистским» — самым простым для себя, а «для народа» — эффективным путем быстрого удовлетворения спроса на качественные автомобили — создание совместных предприятий: наша территория, рабсила и кое-какие операции (в лучшем случае сварка и окраска кузова «их» краской из привезенных штамповок), «их» все остальное, в машинокомплектах — огромных ящиках со всем, вплоть до крепежа, идущих в Россию на пароходах и поездах через полпланеты.
       Не пошли мы «китайским путем», который оказался гораздо эффективнее. Но эффективнее — на более длительном временном отрезке, чем те 5—7 лет, за которые наше правительство хочет не поднять российский автопром на новый уровень, а быстро дать народу качественный автомобиль как бы российского производства.
       20 лет назад автомобильной промышленности в Китае практически не было. Потом появилась, своя, несовершенная, как и у нас. Но пошлины на иномарки достигали там 200 процентов — практически запрет на их ввоз. Когда же страна окрепла, уровень доходов китайцев вырос, в Китай пришли иностранные автомобильные инвесторы — ВСЕ крупнейшие автопроизводители построили там, на дешевой рабочей силе, свои заводы. Перед вступлением в ВТО пошлины на иномарки в Китае были снижены до 100 процентов, вступал же в ВТО Китай с 70-процентной пошлиной с обязательством в течение 8 лет снизить ее до приемлемых ВТО цифр.
       И вот вам результат — сегодня Китай производит 4,5 миллиона (!) автомобилей, которые год от года дешевеют, автомобильный рынок Китая перенасыщен, автомобили начали поставляться на экспорт, в том числе хлынули и в Россию. Причем по сравнению с нашими — качественные автомобили. Вот что такое грамотная экономическая, дальновидная политика правительства. Всего через семь лет Китай собирается производить 10 миллионов автомобилей в год и войти в тройку ведущих автомобильных держав мира вслед за Японией и США. А что останется через 20 лет у нас?
       Но у нас остался еще ВАЗ!
       Подвожу итог. Если наша оборонка по-настоящему возьмется за создание российского автомобиля (подпитав тем самым финансово и самоё себя), то «Мерседес» отдыхает. (Немного преувеличиваю, но немного.) На этой базе может народиться и новая, конкурентоспособная и, что самое главное, гораздо более дешевая, чем аналогичная западная, отечественная автомобильная промышленность.
       
       Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой»
       
26.12.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 97
26 декабря 2005 г.

Первые лица
Вася Пупкин: наш человек года

Социологи о причинах и следствиях появления Василия Пупкина

Mr. Pupkin: коллективный и бессознательный

ВП против ВВП

Страна уголков
   Репортажи из одиннадцати часовых поясов страны. Расчет по московскому времени:

+9 — село Тилички

+8 — поселок Омсукчан

+7 — Комсомольск-на-
              Амуре


+6 — Чита

+5 — Саянск

+4 — Лесосибирск

+3 — поселок Исилькуль

+2 — Копейск

+1 — село Кошки

    0 — город Маркс

  -1 — Черняховск

Специальный репортаж
Какой-нибудь Урюпинск глазами Зои Ерошок

Станционный смотритель
С Новым 2026 годом!!!

Эксклюзивное интервью с Дедом Морозом

Волобойские вести

Личное дело
Тост Вахушти Котетешвили

Вольная тема
Анна Политковская. Путешествие в город, которого нет

Александр Генис. «А ты что по жизни делаешь?»

Сюжеты
1000 скворечников

Акция «Новой»: Мы теряли зонтики, они нам возвращались

Зимние велосипедисты

Штрихкод
Мы залезли в бутылки! Независимая экспертиза праздничных напитков

В яйцах Faberge содержится глянцевый грипп!

Сектор глаза
Люди, которые прекрасно отстроились. Бесплатная экскурсия по особнякам чиновников

Экономика
Главное — быть не у руля, а у крана. Ради этого можно пожертвовать почти всем

Люди
Дети мира пишут Богу:
…когда мама плачет, я на Тебя злюсь


Откуда у папы деньги?

Проспект Медиа
Провайдер звука. Создатель портала для неслышащих пытается докричаться до государства

Ручная работа сурдопереводчицы Натальи Дмитрук. Когда она говорит, глухие слышат

Милосердие
Часы посещений: была «Уматурман». Кто приедет еще?

Общество
Потребителю черной икры: не ешь!

За рулем
Отъездились! Старые советские бренды ушли

Технологии
Как на самом деле снимают рекламные ролики: ежей избивают и заставляют есть яблоки

Кинобудка
Ну, погодили двенадцать лет и снова — «Ну, погоди!»

Культурный слой
Один человек все время менял имена… Век Даниила Хармса

Андрей Вознесенский: Чтоб год шел чисто…

Свидание
Вероника Долина: Зря у нас со сказками борются

Библиотека
Джоан Роулинг победила Билла Гейтса

Отделение связи
Многоканальный телефон «Новой» из любой точки России: 8-800-5050103

Анонс
Киномеханики-герои

Следующий номер
«Новой газеты»
выйдет 12.01.2006
  
С НОВЫМ ГОДОМ!

 

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100